Банки и банковское дело

Оценка кредитоспособности заемщика

Страница 7

Информационной базой для оценки деловой активности служит бухгалтерский баланс и данные отчета о прибылях и убытках (см. приложение 2).

Банк проводит анализ деловой активности (оборачиваемости) кредитополучателя, позволяющий определить эффективность использования активов кредитополучателя, и рассчитывает коэффициенты оборачиваемости (эффективности):

– коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен отношению выручки от реализации к средней за период дебиторской задолженности. Отражает число дебиторской задолженности. Для нашего примера данный коэффициент составил 143,6 (2011 млн. руб. / 14 млн. руб.).

– продолжительность оборота дебиторской задолженности в днях исчисляется как отношение периода (360 дней) к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности и характеризует продолжительность периода погашения дебиторской задолженности. Для рассматриваемого примера продолжительность оборота дебиторской задолженности равна 2,5 (360 дней / 143,6 млн. руб.).

– коэффициент оборачиваемости товарно-материальных ценностей определяется как отношение себестоимости реализованной продукции к средней величине запасов за период. Для нашего примера данный коэффициент равен 11,96 (1728 млн. руб. / 144,5 млн. руб.)

– продолжительность оборота товарно-материальных ценностей в днях рассчитывается как продолжительность отчетного периода к коэффициенту оборачиваемости товарно-материальных ценностей. Применительно к рассматриваемому примеру продолжительность оборота товарно-материальных ценностей равна 30,1 (360 дней / 11,96 млн. руб.).

– коэффициент оборачиваемости активов равен отношению выручки от реализации к средней величине активов. Для рассматриваемого примера этот коэффициент равен 3,97 (2011 млн. руб. / 506,5 млн. руб.)

– продолжительность оборота активов в днях определяется как отношение продолжительности отчетного периода к коэффициенту оборачиваемости активов. Для нашего примера продолжительность оборота активов равна 90,68 (360 дней / 3,97 млн. руб.).

Оценка прибыли и рентабельности.Рентабельность является одним из основных стоимостных и качественных показателей эффективности производства на предприятии, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств. Если показатели деловой активности предприятия выражают в основном скорость оборота ресурсов, то рентабельность определяет степень прибыльности его деятельности [27].

Результативность деятельности кредитополучателя банк оценивает с помощью следующих показателей:

– коэффициент прибыльности. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли или чистой прибыли (то есть прибыль за минусом уплаты налога на прибыль) к выручке от реализации. Применительно к нашему примеру коэффициент прибыльности равен на начало года 0,1 (146 млн. руб. / 1396 млн. руб.) и на конец года также 0,1 (203 млн. руб. / 2011 млн. руб.).

– коэффициент рентабельности активов рассчитывается путем деления чистой прибыли на суммарную величину активов и показывает, какую прибыль получает кредитополучатель с каждого рубля, вложенного в активы. В отношении рассматриваемого примера этот коэффициент равняется на начало анализируемого периода 0,27 (146 млн. руб. / 531 млн. руб.), на конец - 0,38 (203 млн. руб. / 531 млн. руб.). За отчетный период данный коэффициент увеличился на 0,11 пунктов (0,38 – 0,27) по сравнению с данными на начало года, что положительно характеризует работу предприятия.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме:

Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь
Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений денежно-кредитной и валютной политики государства, то государство регулирует и контролирует эту деятельность, способствует созданию необходимой нормативно-правовой базы, ...

Виды валютных сделок
Торговля валютой осуществляется в виде кассовой или срочной валютной сделки. По кассовой валютной сделке, т.е. сделке "спот ", валюта поставляется сразу, как правило, не позже чем через два рабочих дня после заключения сделк ...

Анализ прибыльности отдельных банковских продуктов
Анализ прибылей в разрезе отдельных банковских продуктов, отдельных клиентов и рынков дает возможность руководству банка правильно сформировать стратегию развития и сконцентрировать ресурсы на прибыльных направлениях деятельности. Наибол ...