Банки и банковское дело

Возможности структурированного финансирования ипотечных кредитов

Страница 5

Представляется, что этот подход является ошибочным. Прежде всего, в макроэкономическом смысле подход не дает повода для развития рыночных механизмов, ведь он направлен не на работу с инвесторами фондового рынка, а на эксплуатацию только одного и совершенно специфического инвестора. Этот инвестор на начальных этапах может дать импульс для дальнейшего движения названных инструментов на фондовом рынке, придав им особый «авторитет».

Во-вторых, обеспечивая надежность ИЦБ по их предмету (особого рода ипотечные кредиты), Закон необоснованно сужает возможности рефинансирования. Весь опыт зарубежных стран, который получен за последние 30 лет, со всей очевидностью свидетельствует о том, что секьюритизация, в том числе ипотечная, не является эксклюзивным методом рефинансирования, это вполне нормальная и обычная техника уменьшения стоимости капитала на рынке. Кредит, обеспеченный ипотекой, и кредит, не имеющий такого обеспечения, для целей секьюритизации совершенно ничем не различаются.

В-третьих, надежность ИЦБ к тому же обеспечивается в Законе об ИЦБ также установлением инфраструктуры, которая обслуживает секьюритизацию ипотечных кредитов (специализированный депозитарий ипотечного покрытия; коммерческая организация, осуществляющая полномочия единоличного исполнительного органа ипотечного агента; специализированная организация для ведения бухгалтерского учета; требования к собственному капиталу ипотечных агентств и прочее). В данном случае повышенная надежность ИЦБ прямо отражается на стоимости секьюритизации: надежная секьюритизация - дело дорогое.

Однако возникает вопрос, можем ли мы себе позволить дорогую секьюритизацию. Скорее всего, ответ будет отрицательным. Дороговизна секьюритизации может компенсироваться только двумя способами: объемом ипотечных кредитов, на основе которых выпускается ИЦБ, и развитой индустрии секьюритизации, которая только и может предложить пусть не низкую, но оптимальную цену за предлагаемую ей инфраструктуру. Эти два фактора у нас сейчас отсутствуют, поэтому дорогая секьюритизация в российских условиях может иметь место только в ограниченных пределах./33/

Можно рассчитывать, что федеральный закон № 152 от 11 ноября 2003 г. "Об ипотечных ценных бумагах" станет отправной точкой для создания нормативной базы, регламентирующей секьюритизацию финансовых активов в России. В таком случае и отечественные банки получат возможность пользоваться теми преимуществами, которые обычно связывают с секьюритизацией.

Как это ни парадоксально, не столь очевиден ответ на вопрос, почему многие выбирают этот источник финансирования, каким именно образом, за счет чего секьюритизация приносит прибыль?

Секьюритизация жилищных ипотечных кредитов способствует возобновлению ресурсной базы занимающейся ипотечным кредитованием кредитной организации или ипотечной компании, снижая расходы на финансирование, поскольку процент, уплачиваемый инвесторам при секьюритизации, меньше цены получения средств иным образом, к примеру через эмиссию акций, облигаций или по банковской кредитной линии. Таким образом, секьюритизация приносит чистую прибыль до тех пор, пока трансакционные издержки не превышают сумму, сэкономленную за счет уплаты меньшего процента./34/

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Коммерческие банки США
Банковская система США – крупнейшая в мире, она располагает почти 90 000 банковских отделений и 371 000 банкоматов. На 30 сентября 2004 г. активы банков США составляли 9,88 триллионов долл. США, 5,98 триллионов долл. США было выдано в вид ...

Кредитование физических лиц: понятие, значение, виды
Основой активных операций коммерческого банка являются операции кредитования. На них приходится до 60% всех активов коммерческих банков. Именно кредитные операции, несмотря на свой высокий риск, являются для банков наиболее привлекательны ...

Актуальные вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей
Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениям ...