Банки и банковское дело

Оценка кредитоспособности заемщика

Страница 1

Процесс кредитования связан с действиями многообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему. Поэтому предоставление ссуд банк обусловливает изучением кредитоспособности.

Выдаче кредита сопутствует большая подготовительная работа банка, где оценке кредитоспособности предшествует изучение правоспособности потенциального заемщика и самая общая оценка финансового состояния. На начальной стадии организации кредитного процесса банк рассматривает полученные от потенциального заемщика документы на получение кредита, проводит предварительное собеседование и оценивает его правоспособность. При изучении правоспособности банк интересует не столько способность заемщика вернуть кредит, сколько правомочность его получения, так как во многих случаях кредитный риск обусловлен отсутствием должных прав на получение этих денежных средств [27].

Под кредитоспособностью заемщика понимается его способность полностью и в срок выполнить обязательства по кредитному договору. Задача анализа кредитоспособности клиента заключается в определении степени риска, который банк готов взять на себя при выдачи кредита. Цель оценки потенциального риска – принятие решения о выдаче кредита данному клиенту. Условия, на которых кредит может быть предоставлен, также определяются анализом кредитоспособности заемщика, оценкой его финансового положения с определением пресп6ектив развития предприятия.

Традиционно схема расчета кредитоспособности состоит из двух этапов, которым предшествует предварительное решение о возможности сотрудничества с данным потенциальным кредитополучателем.

На первом этапе происходит оценка экономического положения предприятия на базе принятых банком финансовых показателей, имеющих нормативное значение и включающих коэффициенты финансовой устойчивости предприятия, ликвидности, платежеспособности и другие. На основе этих показателей определяется возможность выдачи кредита данному заемщику и предварительный класс его кредитоспособности.

На втором этапе происходит дополнительная оценка кредитоспособности на основе качественных показателей финансовой отчетности и иной информации. Определяется рыночное положение кредитополучателя, рассматриваются конкурентоспособность его продукции, наличие устойчивых рынков сбыта и надежных поставщиков. Анализ деятельности предприятия по различным качественным параметрам позволяет рассчитать класс его кредитоспособности.

Методика расчета кредитоспособности потенциального заемщика ОАО «Белпромстройбанк» строится на основании «Рекомендаций Национального банка Республики Беларусь по определению уровня кредитоспособности», «Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности».

Обязательными источниками информации для проведения анализа кредитоспособности являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет о движении фондов и других средств», форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», форма№6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» [4].

Основой определения кредитоспособности заемщика как на первом, так и на втором этапе является анализ финансово-экономического состояния предприятия по данным внешней финансовой отчетности. Структура такого анализа состоит из оценки следующих пяти блоков:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Понятие и сущность банковской системы
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая нормальное функционирование всей экономик ...

Период становления валютных бирж
В 50-60-х годах XX столетия биржевые валютные институты были организованы в ряде стран Западной Европы - во Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Люксембурге и странах Скандинавии. Одновременно были внесены существенные изменения в закон ...

Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов. В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...