Банки и банковское дело

Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиентам

Гид по банкам » Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке » Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиентам

Страница 1

Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность. В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков предлагается один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:

- произвольность выбора системы базовых финансовых показателей;

- несоответствие финансовых коэффициентов рекомендуемым значениям, что может стать основанием для признания клиента банкротом независимо от значений других коэффициентов;

- отсутствие учета отраслевой специфики деятельности корпоративных клиентов;

- громоздкость системы финансовых показателей.

Выбор рейтингового метода в качестве базы построения методики обосновывается его широкой известностью и популярностью среди кредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой и удобством применения на практике.

Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляет достоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративных клиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но и качественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущность кредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однако, учитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельности заемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как на практике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в форме каких-либо обоснованных математических и статистических моделей, считаем не целесообразным включение качественных факторов в методику.

Система выбранных финансовых показателей должна соответствовать двум основным критериям:

- коэффициенты должны наиболее полно характеризовать финансовое состояние клиента;

- коэффициенты должны как можно в меньшей степени дублировать друг друга.

Определим систему показателей в составе 9-ти финансовых коэффициентов, составляющих основу предлагаемой методики экспресс-оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка. Рекомендуемые значения и экономический смысл финансовых показателей, входящих в методику, приведены в таблице 7.

Таблица 7 - Рекомендуемые значения финансовых показателей, выбранных в качестве основы методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка

Обозначение показателя

Наименование коэффициента

Экономический смысл

Рекомендуемое значение показателя

Торговля

Производство

х1

автономии

Определяет степень независимости от заемных средств

> 0,1

> 0,3

х2

текущей ликвидности

Характеризует способность клиента исполнить текущие обязательства за счет текущих активов

от 1 до 2

х3

обеспеченности собственными средствами

Показывает часть текущих активов, профинансированную за счет собственных средств

> 0,1

х4

рентабельности продаж

Определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 руб. выручки от продаж

в среднем > 0,15

в среднем > 0,1

х5

оборачиваемости дебиторской задолженности

Показывает средний срок погашения краткосрочной дебиторской задолженности

в среднем 45 дней

в среднем 30 дней

х6

оборачиваемости кредиторской задолженности

Показывает средний срок, необходимый клиенту для погашения своей кредиторской задолженности

в среднем 60 дней

х7

оборачиваемости готовой продукции

Показывает средний срок реализации продукции

в среднем 45 дней

в среднем 15 дней

х8

покрытия

Характеризует способность клиента рассчитаться по кредитам банков за счет потока от его основной деятельности

2

х9

денежной составляющей в выручке

Показывает долю денежных средств в выручке от продаж

1

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Имидж, паблисити Белгородского филиала ОАО «Банк Москвы»
Паблисити — это публичная известность. Иногда понятия паблисити и ПР используют как синонимы, хотя они не эквивалентны. ПР — это процесс, деятельность или сфера деятельности. Пабли­сити, или публичная известность может рассматриваться как ...

Кредитование физических лиц
В настоящее время многие российские банки занимаются кредитованием населения. Сбербанк, несомненно, является лидером в этой области: на его долю приходится более 22 % общего объема кредитов, предоставляемых КБ населению. Сбербанк предост ...

Международная деятельность ФРС
В качестве центрального банка Соединенных штатов Америки, Федеральный резерв обслуживает иностранные центральные банки и международные организации, например, Международный Валютный фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития (извест ...