Банки и банковское дело

Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

Гид по банкам » Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке » Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

Страница 4

После определения вероятности неисполнения заемщиком условий кредитной сделки и присвоения ему кредитного рейтинга производится оценка стоимости реализации кредитного риска. Оценка стоимости реализации кредитного риска конкретного заемщика, представляет собой расчет количественного значения потерь банка в случае неисполнения заемщиком условий кредитной сделки.

Вероятность неисполнения заемщиком условий кредитной сделки и размер потерь банка в случае реализации риска определяют уровень (степень) кредитного риска. Степень кредитного риска является количественным выражением оценки банком кредитоспособности заемщика. В зависимости от уровня риска, выражающегося в определенной величине потерь выделяют определенные зоны риска. В рамках зоны потери не превышают определенный уровень. Выделяют безрисковую зону и три основные зоны риска: зона допустимого риска; зона недопустимого риска; зона критического риска.

Оценка степени кредитного риска является необходимым условием для принятия рациональных решений в рамках последующих этапов управления, в частности, для осуществления выбора стратегии риска.

По итогам количественной оценки риска возникает необходимость выбора одного из трех возможных вариантов стратегии: избежание риска, принятие риска или использование инструментов снижения уровня риска. Принятие риска означает, что для банка его уровень допустим, и банк принимает возможность его проявления. Очевидно, что выбрать данный вариант стратегии можно лишь при условии, что значение риска находится в безрисковой зоне риска или в области допустимого риска. При прочих условиях, при невозможности избежать риск, необходимо использовать различные инструменты снижения степени риска.

К числу инструментов, обеспечивающих уменьшение вероятности реализации риска относятся: отказ от выдачи кредитов с высокой степенью риска; реализация в рамках кредитных отношений с заемщиком мер, обеспечивающих повышение степени готовности заемщика выполнять обязательства по кредитному соглашению; реализация в рамках кредитных отношений с заемщиком мер, обеспечивающих повышение финансовых возможностей заемщика; снижение срока кредитования; повышение информированности банка о готовности и возможности заемщика выполнять условия кредитного соглашения. К числу способов, обеспечивающих снижение размера потерь при проявлении кредитного риска относятся: передача риска (страхование, хеджирование); создание резервов; диверсификация; распределение риска; использование обеспечения; использование процентной ставки; предоставление дисконтных кредитов; поэтапное кредитование.

Самым распространенным способом повышения степени готовности заемщика выполнить условия кредитной сделки является повышение статуса банка по отношению к другим кредитора заемщика. Цель применения данного вида способов минимизации кредитного риска заключается в организации отношений банка и заемщика таким образом, чтобы заемщик рассматривал выполнение обязательства перед банком в качестве приоритета. Указанная цель достигается в рамках включения в кредитное соглашение условий, определяющих экономическую нецелесообразность невыполнения обязательств для заемщика. Подобный эффект обеспечивают санкции, вызываемые нарушением договорных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Органы управления биржей
К учредителям биржи относят членов инициативной группы, выступающих в качестве организаторов биржи. Учредители подписывают учредительный договор о создании биржи и вносят первоначальные взносы. Учредителями могут быть как физические, так ...

SWOT – анализ
Одним из основных инструментов регулярного стратегического управления, который выбирают многие компании, является матрица "качественного" стратегического анализа. Ее еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв англий ...

Особенности потребительского кредитования за рубежом
В период после второй мировой войны банки стали основными кредиторами на рынке потребительского кредита. Господствующее положение банков частично является следствием того, что они во все большей степени заинтересованы в привлечении средст ...