Банки и банковское дело

Экономическая сущность малого предпринимательства

Гид по банкам » Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства » Экономическая сущность малого предпринимательства

Страница 1

Сущность малого предпринимательства определяется двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

Подход к малому предпринимательству, как сектору экономики, основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, “отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства”.

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами, которого являются:

1) Обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2) Специализация на каком-либо виде деятельности;

3) Реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

1) личном труде владельца и членов его семьи;

2) использовании наемного труда в сочетании производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства.

Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся, специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого, размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рискованность, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики). Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.

Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия:

а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектами (объектом) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы:

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Вторичный рынок ипотечных кредитов в Оренбургской области: проблемы формирования и перспективы развития
Одной из основных приоритетных целей в современной России, находящихся на контроле у президента РФ, является обеспечение доступности жилья. Здесь значимую, хотя и не единственную, роль играет развитие ипотечного кредитования как в целом п ...

История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Казахстан
После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регул ...

Принципы страхования имущества физических лиц
Существуют принципы, по которым осуществляется страхование имущества физических лиц. Благодаря этим принципам, процесс страхования приобретает смысл, законность, нормы. Рассмотрим эти принципы. Принцип страхового интереса. Согласно ГК Р ...