Экономическая сущность малого предпринимательства
Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:
- локальность ресурсных и сбытовых рынков;
- неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
- положение “ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
- чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьером вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;
- ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
- большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.
Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных, по сравнению с крупными фирмами, условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Государство должно решать этот вопрос, несомненно, относя предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле– до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности – 100 человек;
- в строительстве – 100 человек;
- на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве – 60 человек;
- в научно технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек”.
Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек).
Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия, прочих предприятий и организаций. Так “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25 %”. На 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 953,1 тыс., на 7,0% выше, чем по состоянию на 1 января 2004 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 656,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 43,8 ед. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Количество зарегистрированных малых предприятий
По федеральным округам Российской Федерации» Федеральные округа |
Количество МП на 1 января 2005 г. в расчете на 100 тыс. населения |
Прирост/ сокращение (-) количества МП на 100 тыс. чел. Населения за период 01.01.2004- 01.01.2005 |
РФ |
656,6 |
42,8 |
Центральный |
868,4 |
20,5 |
Северо-Западный |
1101,4 |
127,4 |
Южный |
466,7 |
54,6 |
Приволжский |
506,2 |
30,2 |
Уральский |
489,7 |
22,6 |
Сибирский |
523,8 |
30,9 |
Дальневосточный |
582,7 |
86,7 |
Больше по теме:
Факторный анализ
прибыли
Факторный анализ – это представление обобщенных показателей в виде взаимосвязи факторов и оценка влияния изменения величины факторов на величину исходного обобщенного показателя.
Прибыль банка изменяется под воздействием следующих фактор ...
Деятельность по управлению ценными бумагами
Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся п ...
Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов
В системе страхования вкладов по состоянию на 1 июля 2009 года зарегистрировано 935 банков, однако требованиям к участникам этой системы перестали соответствовать целый ряд игроков. Одним из критериев соответствия банка требованиям к учас ...