Банки и банковское дело

Экономическая сущность малого предпринимательства

Гид по банкам » Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства » Экономическая сущность малого предпринимательства

Страница 3

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:

- локальность ресурсных и сбытовых рынков;

- неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

- положение “ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

- чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьером вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;

- ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

- большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных, по сравнению с крупными фирмами, условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Государство должно решать этот вопрос, несомненно, относя предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле– до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек”.

Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек).

Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия, прочих предприятий и организаций. Так “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25 %”. На 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 953,1 тыс., на 7,0% выше, чем по состоянию на 1 января 2004 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 656,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 43,8 ед. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Количество зарегистрированных малых предприятий

По федеральным округам Российской Федерации» Федеральные округа

Количество МП на 1 января 2005 г. в расчете на 100 тыс. населения

Прирост/ сокращение (-) количества МП на 100 тыс. чел. Населения за период 01.01.2004- 01.01.2005

РФ

656,6

42,8

Центральный

868,4

20,5

Северо-Западный

1101,4

127,4

Южный

466,7

54,6

Приволжский

506,2

30,2

Уральский

489,7

22,6

Сибирский

523,8

30,9

Дальневосточный

582,7

86,7

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Проблемы развития банковской системы России
Создание эффективной банковской системы России в XXI веке сопряжено с решением ряда ключевых проблем, которые присутствуют в ней практически с момента ее возникновения в современной России. В ряду этих проблем следует перечислить низкую к ...

Объект и субъекты ДМС
В Законе РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" сказано, что объект ДМС— страховой риск, "связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая". В ДМС может бы ...

Состав и анализ финансовой отчетности банка
Под отчетностью банков понимается предусмотренная законодательством РФ и нормативными актами Банка России форма получения информации о деятельности банков, т.е. представление банками и получение Банком России указанной информации в виде о ...