Банки и банковское дело

Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства

Гид по банкам » Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства

На сегодняшний день вхождение Российской Федерации в мировое сообщество приводит к развитию малого предпринимательства как силы, способной сыграть одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.

Россия на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах. Тем не менее, существующий сектор малого предпринимательства характеризуется неудовлетворительной структурой в разрезе отраслей и регионов Российской Федерации. Малые предприятия сконцентрированы, преимущественно, в центральных и южных регионах страны, при этом, большинство из них заняты в сфере торговли и общественного питания. Кроме того, субъекты малого бизнеса имеют ограниченные возможности для развития в силу ряда сдерживающих факторов, основным среди которых является недостаток собственных средств у малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью институтов небанковского кредитования, а с другой стороны – ограниченным доступом к банковскому кредитованию.

Несмотря на то, что сектор кредитования юридических лиц Сбербанком России начал быстро развиваться с 1999 года (приложение А) и малое предпринимательство имеет большой потенциал для развития, спрос на кредиты малым предприятиям сегодня в России удовлетворен максимум на 25% (Программа Национальная банковская система России 2010-2020». Ассоциация российских банков, - М.: 2006 г. с. 51.).

Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием адекватного подхода к кредитованию малого бизнеса, основанного на изучении особенностей кругооборота и оборота фондов малых предприятий. Являясь экономической основой кредитования, кругооборот фондов малого бизнеса оказывает существенное влияние на состав и структуру системы их кредитования.

На кредитные потребности малых предприятий оказывает влияние множество факторов. К ним относятся: цели и виды деятельности, отраслевая принадлежность, организационно-правовая форма, наличие устойчивых связей с крупным бизнесом.

На сегодняшний день остается ряд таких важных проблем, как высокие процентные ставки по кредитам для малых предприятий, значительная доля просроченной задолженности, отсутствие обеспечения по кредитам малому бизнесу и т.д.

Недостаточно внимания уделяется и проблемам оценки эффективности кредитования малых предприятий. Существующие подходы, методы и методики основаны на определении эффективности кредитования предприятий с позиций оценки результата использования заемных средств. Вне поля зрения остаются особенности присущие системе кредитования малых предприятий и оценка его эффективности с точки зрения банка. Важность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов, связанных с исследованием особенностей и эффективности кредитования малых предприятий, обуславливает актуальность выбранной мной темы.

Больше по теме:

Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потреб ...

Финансовый результат
По итогам деятельности «КУБ» ОАО за 2009 год балансовая прибыль составила 789 млн. руб., что выше планированной величины, утвержденной Советом Директоров, на 28,5% или на 175 млн. руб. По сравнению с 2008 годом прибыль «КУБ» ОАО снизилась ...

Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов. В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...