Банки и банковское дело

Рефинансирование – решение проблемы поиска долгосрочных ресурсов для ипотечного кредитования

Гид по банкам » Специфика и эффективность рефинансирования долгосрочных жилищных ипотечных кредитов в России » Рефинансирование – решение проблемы поиска долгосрочных ресурсов для ипотечного кредитования

Страница 6

Эмитентом традиционных ИЦБ является специальная компания -эмитент, в отношении которой можно с большой долей уверенности предположить, что у неё не возникнет заинтересованности в добровольном банкротстве и в отношении неё третьими лицами не будет возбуждена процедура принудительного банкротства. Подобная «защищенность» от банкротства достигается за счет ограничения видов деятельности, которыми может заниматься эмитент: выпуска ИЦБ и их обслуживания; запрета на выпуск дополнительных долговых обязательств; запрета добровольной ликвидации и создания механизмов независимого контроля. В ходе анализа юридических аспектов сделки по выпуску ИЦБ аналитики Standard & Poor’s оценивают соответствие компании-эмитента этим критериям.

Структура выпуска ипотечных ценных бумаг существенно отличается от структуры выпуска традиционных облигаций. Нередко инвесторы не имеют достаточного опыта и знаний для проведения анализа кредитных рисков, связанных с ИЦБ. В результате инвесторам сложнее оценить кредитные риски, связанные с ипотечными ценными бумагами, а эмитентам - сложнее убедить инвесторов в их надежности и привлекательности. Отчасти это проблему позволяют решить рейтинговые агентства, дающие независимую оценку кредитных рисков эмитента или выпуска ценных бумаг. Такая оценка находит свое выражение в форме рейтинга - мнения о способности и желании эмитента своевременно и в полном объеме выплатить основной долг и проценты в соответствии с условиями обязательства.

Таким образом, достаточно высокий кредитный рейтинг ипотечных ценных бумаг может способствовать скорейшему их распространению на фондовом рынке, обеспечивая инвесторам стабильный и надежный процент доходности. А для банков-кредиторов высокий кредитный рейтинг ипотечных облигаций позволит удешевить (снизив доходность по этому инструменту) заимствования на фондовом рынке. Следовательно, кредитный рейтинг, присваиваемый ипотечным облигациям, является важнейшим аспектом секьюритизации.

Итак, в стремлении получить долгосрочные ресурсы для направления их сферу ипотечного кредитования, банки выходят для заимствования на фондовый рынок посредством выпуска корпоративных ипотечных облигаций, срок погашения которых сравним со сроками самих ипотечных кредитов. Получается схема – «длинные» пассивы (ипотечные облигации) против «длинных» активов (ипотечные кредиты). Например, в Германии довольно успешно действуют по такой схеме специализированные ипотечные банки. Секрет их успеха заключается, во-первых, в наличии серьезного учредителя (каждым таким банком владеет материнская компания, как правило крупный банк с мировым именем). Другим фактором является высокий кредитный рейтинг самого ипотечного банка. И, наконец, в-третьих, огромный портфель ипотечных кредитов и его открытость для контроля со стороны правительства.

По всей видимости частные российские коммерческие банки на практике не могут применить такое рефинансирование в силу сложившихся обстоятельств:

- за российским коммерческим банком обычно стоит «матрешка» из оффшорных компаний и холдингов. Поэтому ни о какой поддержке материнской компанией говорить не приходится;

- их кредитный рейтинг намного ниже инвестиционного;

- практически все отечественные коммерческие банки являются универсальными, то есть, помимо ипотеки, занимаются ещё тысяча и одним бизнесом.

В принципе российские коммерческие банки способны привлечь финансове ресурсы на срок, сравнимый со сроком ипотечного кредита. Однако цена такого привлечения оказывется настолько высокой, что реализовывать подобную схему невыгодно.

Существуют и другие варианты, например, среднесрочные пассивы (7-10 лет) против «длинных» активов. Частным коммерческим банкам они тоже не подходят по вышеназванным причинам, а вот государственным и полугосударственным могли бы подойти. Такие схемы использовались при создании федерального Агентства ипотечного и жилищного кредитования (АИЖК). Федеральное правительство через Минфин гарантирует выплаты по корпоративным облигациям АИЖК, которое должно использовать средства, вырученные от эмиссии этих облигаций, на выкуп закладных и прав требований по ипотечным кредитам. Здесь проблема другая. АИЖК, как и многие другие государственные учреждения, пока работает очень неэффективно. Неудивительно, что каждый год оно просит у федерального правительства увеличить уставный фонд./37/

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Перспективы исламского страхования в России
Несмотря на то, что основные источники шариата сформировались еще в раннем средневековье, мусульманское право продолжает в той или иной форме оказывать влияние на действующие в различных странах правовые системы. Это объясняется, во-первы ...

Классификация коммерческих банков
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. Особенность государственного коммерческого банка заключается в том, что его уставный капитал пр ...

Организационная структура Сбербанка России
ОАО «Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации» занимает 1 место в России. По своей организационной структуре Сбербанк России представляет собой многоуровневую систему, которая не имеет аналогов среди других акцио ...