Банки и банковское дело

Хеджирование и биржевая спекуляция

Гид по банкам » Рынок ценных бумаг » Хеджирование и биржевая спекуляция

Хеджирование

- это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, основывающейся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.

В практике биржевой торговли разделяют хеджирование и спекуляцию. Биржевая

спекуляция— это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

В политико-экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование и биржевая спекуляция - две формы спекуляции на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга, но в то же время и отличающиеся между собой. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот.

Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.

Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и все желающие (обычно частные лица) сыграть на разнице в динамике цен фьючерсных контрактов.

Хеджирование преследует цель - получение дополнительной прибыли по сравнению с прибылью от реализации на рынке реального товара.

В целом оно для всех организаций и лиц, которые не являются членами биржи, представляет собой особую форму коммерческой деятельности на бирже с обычной целью - получение наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, т.е. одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение.

Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.

Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.

Техника хеджирования состоит в следующем.

Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытки от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсным контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара.

Использование механизма фьючерсной торговли позволяет продавцам планировать свою выручку, а значит, и прибыль, а покупателям - затраты.

Существуют разные формы (способы) хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар или товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки реального товара и выполнение фьючерсного контракта и т.д.

Больше по теме: