Банки и банковское дело

Сущность кредитно-банковской системы

Страница 1

Сущность кредитно-банковской системы обращена к ее специфическим свойствам, проявляется через тесное взаимодействие элементов, взаимодействие с внешней средой посредством выполнения своих функций, ее архитектуре. Однако сущность кредитно-банковской системы первична по отношению к своим функциям. Функции вытекают из сущности кредитно-банковской системы. Сущность кредитно-банковской системы определяется признаками, которые отличают ее от других систем, а именно, она является: искусственной системой, являясь результатом жизнедеятельности человека; большой системой, которая включает в себя множество элементов; сложной системой, в которой прослеживается огромное количество связей и взаимодействий; управляемой системой; иерархической системой, где присутствует несколько уровней; динамической, обладающей свойством саморазвития целенаправленной системой; по способу взаимодействия с внешней средой - открытой системой. [8, 34]

Сущность кредитно-банковской системы обращена к ее специфике, внутреннее содержание которой раскрывается через формы ее проявления, т.е. через ее функции. Кредитно-банковская система, как и любая система, наделена определенным набором функций, посредством выполнения которых происходит функционирование системы как целостной организации. Однако сущность кредитно-банковской системы не может быть сведена лишь к совокупности ее свойств и отношений, а именно к функциональным формам ее проявления. Функции производны от сущности кредитно-банковской системы, «которая обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию»[9, 12].

Существенным условием включения клиентов банка, в качестве элементов банковской системы является юридическое закрепление их отношений банком, что определяется письменным договором (договор банковского счета, кредитный договор и др.). Именно в случае юридического закрепления отношений, когда клиенты банка вовлекаются в банковский процесс, они становятся полноценными элементами банковской системы. Клиенты банка могут выступать в качестве вкладчиков и заемщиков, а также в качестве домохозяйств (население), предприятий, организаций и фирм различных форм собственности (в т.ч. финансовых институтов).

Кредитно-банковская система может успешно развиваться только при тесном взаимодействии элементов системы, к числу которых относят и банковскую инфраструктуру, включающую блоки: информационного обеспечения; научно-методического обеспечения; технологического обеспечения (состоит из технических устройств, механизмов и систем поддержки банковского процесса); кадрового обеспечения, нормативно-правовой базы, рынка банковских услуг.

Рисунок 1.1 Банковская инфраструктура

Кредитно-банковская система, являясь динамической, находится в постоянном движении, и клиенты банка, как составные элементы банковской системы, отражают такую динамику. Новые клиенты заключают договора на банковское обслуживание, включаясь, таким образом, во взаимодействие с другими элементами банковской системы, другие клиенты в силу определенных обстоятельств перестают обслуживаться в банках. В периоды экономических спадов часть клиентов банка в силу объективных причин терпят убытки, объявляют банкротство, ликвидируются. Наоборот, в периоды подъема, деятельность экономических субъектов расширяется, открываются новые предприятия и организации, кредитно-банковская системы обретает новых клиентов.

Кредитно-банковская система, выступая в качестве посредника между клиентами, у которых образовался избыток денежных ресурсов и теми, у которых их временный дефицит, перераспределяет ресурсы в пользу последних, стимулируя, таким образом, деятельность экономических субъектов. Клиенты банка выступают в качестве вкладчиков и заемщиков, являясь основным источником формирования активов и пассивов банковской системы, участвуют в процессе деятельности банков. Теоретически, без клиентов, банковская система способна функционировать лишь в рамках капитальной базы и недепозитных источников формирования пассивов банковской системы, однако здесь возникают трудности с размещением денежных средств в отсутствии заемщиков. Таким образом, без клиентов банковская система не может функционировать и развиваться в традиционном понимании ведения банковского дела, соответственно – существовать.

Банковская система каждого государства имеет свои особенности, однако общим является выполнение свойственных именно банковской системе функций и сложившаяся институциональная модель национальной банковской системы зависит от исторических, политических, социально-экономических и культурных особенностей страны.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Зарубежный опыт страхования лизинговых операций
Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу. На Западе лизинг является одним из главных инвестиционных ...

Основные элементы банковской системы США
Банковская система США является одной из крупнейших банковских систем в мире, состоящей из 7830 банков с совокупными активами в 13220 млрд. $ (по состоянию на 2 квартал 2010 года). Commercial lenders (4,265) and international banks (4) ac ...

Перспективная модель российского вторичного рынка ипотечных кредитов – ипотечный кондуит
В мировой практике существует большой набор различных схем и подходов к рефинансированию ипотечных кредитов. До последнего времени схема "длинные активы - длинные пассивы" применялась только в Германии, где существуют специализи ...