Банки и банковское дело

Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Гид по банкам » Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг » Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Страница 3

Рынок корпоративных облигаций является не только самым молодым сегментом российского финансового рынка, но и самым быстрорастущим. Если в 1999 году было размещено облигаций примерно на 13 млрд. рублей по номиналу, то в 2007 году эта сумма удвоилась и составила 28,4 млрд. рублей[4].

В качестве главной причины бурного развития этого рынка в России можно выделить то, что корпоративные облигации в настоящее время являются практически единственным инструментом фондового рынка, с помощью которого компании-эмитенты могут привлекать долгосрочные инвестиционные ресурсы.

Наряду с промышленными предприятиями выпуски облигаций являются важным источником ресурсов для банков и инвестиционных компаний, на долю которых приходится 25% от общего объема привлеченных средств.

Развитию рынка корпоративных облигаций также способствуют несколько факторов. Это отсутствие недостатков, связанных с другими альтернативами привлечения ресурсов, а также невысокая доля заимствований в капитале отечественных предприятий, открывающая перспективы для облигационных займов.

Корпоративные облигации обладают рядом преимуществ перед остальными способами внешнего финансирования, в частности:

- Привлечение кредитных ресурсов при сохранении независимости от банка-кредитора. Отсутствие рисков, связанных с несвоевременным отзывом кредита по причинам, не зависящим от заемщика, или ухудшением условий расчетно-кассового обслуживания.

- Снижение налогооблагаемой базы на сумму выплачиваемых процентов без ограничений относительно направления использования средств.

- Облигационные займы в большей мере, чем банковские кредиты способствуют формированию публичной кредитной истории и создают гарантированный источник финансирования.

Развитие инфраструктуры рынка корпоративных облигаций и рост ликвидности вторичного рынка приводит к снижению стоимости заимствований для эмитента.

Круг потенциальных инвесторов неограничен. Согласно западной практике, основной круг покупателей облигаций — это банки, фонды коллективного инвестирования, пенсионные фонды и страховые компании.

Если говорить о краткосрочных заимствованиях, предназначенных для финансирования оборотных средств предприятия, то в настоящее время корпоративные облигации как самостоятельный инструмент относительно неэффективен. Они проигрывают в конкуренции с векселями. Причины этого – налог на операции с ценными бумагами, а также усложненность и длительность процедур регистрации проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска, весьма долгий срок организации самой эмиссии (только регистрация проспекта эмиссии занимает в среднем 2-3 месяца).

За последние годы вексельных рынок качественно изменился, повысилась ликвидность, прозрачность и предсказуемость[5]. Несмотря на то, что возрождение этого сектора можно смело отнести к 1999 году, когда векселя остались, по сути, единственным доходным финансовым инструментом с приемлемой ликвидностью, именно в последние годы на векселя стали смотреть как на полноценный инструмент российского финансового рынка. Операции с векселями занимают значительную долю в общем объеме операций на фондовом рынке, являясь одним из основных источников прибыли для финансовых институтов. Сумма средств, привлечённых кредитными организациями России путём выпуска векселей, на 1 января 2010 года составила 748,6 млрд.руб. За декабрь 2009 года объем банковских векселей, находящихся в обращении, увеличился на 3,7%.[6]

Весьма значительно выросли не только объемные показатели рынка, но и количество векселедателей, чьи обязательства активно обращаются на рынке.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Наиболее значимые события, произошедшие в 2009 году
банк актив пассив баланс финансовый · Для обеспечения удобства обслуживания клиентов «КУБ» ОАО, в Ленинском районе Магнитогорска, имеющего низкую обеспеченность банковскими услугами, открыто новое отделение «КУБ» ОАО. Отделение оборудова ...

Осуществление классификации страхования по объектам страховой защиты
Классификация страхования по объектам страховой защиты является основной и применяется не только в практике заключения договоров страхования, но и в других областях деятельности, включая законодательную и научную. Объектами страхования я ...

Организация и планирование краткосрочного кредитования предприятий. Роль краткосрочного кредита в финансовой деятельности предприятия, его сущность и функции
Благодаря кредиту предприятие располагает в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для нормальной работы. Например, при сезонных условиях снабжения, производства или реализации продукции кредит необходим для формир ...