Банки и банковское дело

Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Гид по банкам » Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг » Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Страница 2

К способам привлечения средств внешних инвесторов, отличными от дополнительной эмиссии, можно отнести:

- Долговые ценные бумаги,

- Банковские кредиты и лизинг.

Отечественные предприятия имеют достаточный опыт в использовании банковских ссуд как инструмента краткосрочного финансирования деятельности. Что касается опыта взаимоотношений с банками как источниками капитала, то здесь дело обстоит гораздо хуже.

Банки после кризиса 1998 года, при отсутствии высокодоходных спекулятивных инструментов и на фоне постоянного снижения ставки рефинансирования со стороны ЦБ, все большее внимание начинали уделять реальному сектору экономики.

При этом предприятия расширяют производство и остро нуждаются в заемных ресурсах. Но говорить об адекватном росте долгосрочного кредитования реального сектора со стороны банков не приходится.

На рынке ощущается острая потребность не просто в кредитах, а в инвестициях, то есть в «длинных» деньгах - по нормативам ЦБ инвестиционным считается кредит на срок от одного года. Факты появления специальных инвестиционных подразделений в структурах банков, так и инвестиционных банков как таковых, практически не меняют картину – даже самые крупные из них не в состоянии пока адекватно ответить на потребности рынка.

На сегодняшний день капитализация российских банков составляет около 130 млрд долл. и сопоставима с капитализацией одного крупного западного банка (до кризиса капитализация Citigroup составляла 275 млрд долл, Bank of America – 230 млрд долл.). Причем одной из важнейших причин низкой капитализации банковской системы РФ являлось несовершенство банковского законодательства. Так, в 2007 году 84% прибыли банков было перечислено в бюджет в качестве платежей по разным налогам.

Привлечение предприятиями долгосрочных ресурсов банков затрудняется тем, что в структуре пассивов банковского сектора доминируют краткосрочные привлеченные средства, что делает весьма рискованным долгосрочное (на срок более 3 лет) кредитование в силу вероятных кассовых разрывов.

Не способствуют развитию долгосрочного кредитования и нормативные ограничения ЦБ, которые в принципе ориентированы на поддержание стабильности банковской системы.

Рынок долговых инструментов включает в себя долгосрочные (облигации) и краткосрочные заимствования (векселя).

Сегодня рынок корпоративных облигаций является самым быстрорастущим сегментом российского финансового рынка, на который выходит все больше компаний. Ежемесячно о размещении собственных облигационных займов объявляют 2-3 новые компании. Общий же объем рынка корпоративных облигаций в настоящий момент составляет порядка 60 млрд. рублей.

Цели, преследуемые компаниями при выпуске облигаций, довольно разнообразные, и не всегда эмитенты рассматривают размещение только как механизм привлечения средств с финансового рынка для финансирования своей деятельности. Вследствие этого корпоративные облигации, размещенные на российском рынке, условно можно разделить на рыночные и нерыночные выпуски. Нерыночные выпуски преследуют довольно разнообразные цели: секъюритизация задолженности, приобретение публичной кредитной истории, имиджевые цели. Облигации, размещенные для привлечения денежных ресурсов, как правило, размещаются на рыночных условиях, т.е. среди неограниченного круга потенциальных инвесторов под процентные ставки, сложившиеся на рынке. Объемы размещенных рыночных и нерыночных облигаций приблизительно соизмеримы.

Полноценного вторичного рынка корпоративных облигаций на сегодняшний момент не сформировалось: сделки носят в основном разовый характер, среднедневной оборот составляет около 100 млн. рублей в день.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Кредитный риск
Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее рискованной. Кред ...

Влияние ПР на ИТ - технологии и новые банковские продукты
На сегодняшний день у банковской системы имеется острая потребность информирования населения, прежде всего молодежи, а также необходимость рекламирования банковских услуг. ИТ - технологии — не роскошь, а путь к победе. Банки не могут рабо ...

Совершенствование процесса управления ликвидностью в российских банках
В условиях кризиса ликвидности в российских банках преобладает следующий сценарий развития. Данный сценарий предполагает полную или частичную потерю банком доверия со стороны вкладчиков, и соответственно, возможную потерю банком значител ...