Банки и банковское дело

Последствия хранения при банкротстве кредитных организаций

Гид по банкам » Деятельность банка по договору хранения ценностей » Последствия хранения при банкротстве кредитных организаций

Указанные правовые механизмы осуществления хранения ценностей в банке в целом являются стандартными способами оформления правоотношений при передаче на хранение клиентами своих ценностей в кредитную организацию. Однако в последнее время возникают многочисленные вопросы по поводу осуществления процедур, проводимых в связи с банкротством кредитных организаций, которые непосредственно затрагивают операции по осуществлению хранения ценностей клиентов.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (далее - лицензия) временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации (далее - ликвидатор), которую назначает Банк России согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». И в том случае, если приостанавливаются полномочия исполнительных органов кредитной организации, временная администрация обязана с участием руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации провести ревизию в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации, в том числе ценностей, находящихся в местах хранения ценностей (хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц (сейфах и других местах хранения ценностей)), в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Ревизия должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня начала работы временной администрации.

При возникновении ситуации, когда руководитель кредитной организации (главный бухгалтер кредитной организации, иной работник кредитной организации) отказался от проведения ревизии и/или инвентаризации, участия в вышеназванной комиссии, руководитель временной администрации составляет акт о воспрепятствовании.

И при отсутствии в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации лиц, уполномоченных осуществлять передачу ценностей, находящихся в местах хранения ценностей (хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц (сейфах и других местах хранения ценностей)), и/или отсутствии к ним ключей (кодов доступа) руководитель временной администрации формирует комиссию из представителей временной администрации, кредитной организации (при наличии работников кредитной организации) и территориального учреждения Банка России с целью вскрытия указанных мест хранения ценностей. Итогом данных действий является акт о вскрытии места (мест) хранения ценностей и акт о произведенной ревизии, подписанные всеми работниками, участвовавшими в ревизии. Территориальное учреждение Банка России выделяет своих работников для вскрытия мест хранения ценностей и проведения ревизии находящегося в местах хранения ценностей имущества кредитной организации по ходатайству руководителя временной администрации. Порядок проведения ревизии находящегося в местах хранения ценностей имущества кредитной организации после вскрытия указанных мест хранения ценностей определяется Положением Банка России.

Больше по теме: