Банки и банковское дело

Анализ рентабельности банка

Страница 1

Рентабельность зависит от факторов, которые влияют на прибыль и расходы банка. Рентабельность всегда анализируется за определённый период.

Рентабельность деятельности банков определяют отношением чистой прибыли к весовым расходам. Однако расчет может проводиться и по другим показателям: операционной прибыли (без учета налога на прибыль, отчислений в резервы), операционных расходов (без учета оплаченных налогов, амортизации). Такой показатель рентабельности отображает эффективность операционной деятельности.

Рентабельность деятельности по группам банков в 2001 г. имела такой вид: наибольшие банки - 3,25 %; банки с капиталом свыше 10 млн. евро - 12,2 %; с капиталом 3-10 млн. евро - 8,6 %; с капиталом менее 3 млн. евро - 5,2 %. Следовательно, рентабельность по группам коммерческих банков, как и в предыдущие годы, имела форму закона нормального распределения с максимальной прибыльности деятельности группы банков с капиталом свыше 10 млн. грн. Это означает, что в данной группе банков достигается наибольшая сбалансированность между доходами и расходами, эффективностью активных и пассивных операций.

В каждой группе есть более и менее рентабельные банки.

На рентабельность активов влияет, кроме прибыли, еще и размер активов банка. Низкая рентабельность активов может быть вызвана их завышенным объемом и высоким удельным весом "расходных активов" при низком удельном весе доходных активов. Реструктуризация активов в пользу доходных может стать источником дополнительных доходов банка, даже при их неизменном объеме или его увеличении. В западных банках считается достаточной рентабельность активов на уровне 1-3 %.

Рентабельность активов банков Украины за 2001 г. была такой:

10 наибольших банков - +0,8 %;

банки с капиталом свыше 10 млн. евро - +2,1 %;

банки с капиталом 3-10 млн. евро - +1,4 %;

банки с капиталом до 3 млн. евро - +0,9 %;

средняя рентабельность активов банковской системы Украины представляла 1,2 % и сравнительно с 1999 г. снизилась на 0,8 процентного пункта в связи с опережающим ростом активов над увеличением прибылей банков.

Одной из разновидностей показателя рентабельности активов есть фондорентабельность, которая определяется как отношение прибыли к средней величине основных фондов банка.

Одной из причин низкой фондорентабельности банка могут быть основные фонды, которые недостаточно эффективно используются банком. Реализовав лишние фонды, банк может увеличить свои резервы и использовать их для проведения прибыльных активных операций и отказаться от привлечения новых ресурсов на рынке, уменьшив тем же свои расходы.

Фондорентабельность украинских банков за 2001 г. (фонды состоянием на 1 января в 2002 г.) была такой:

10 наибольших банков - +9,0 %;

банки с капиталом сверх - 10 млн. евро - +36,3 %;

банки с капиталом 3-10 млн. евро - +25,0 %;

банки с капиталом до 3 млн. евро - +12,8 %;

банковская система в целом - +15,7 % и сравнительно с 1999 г. снизилась на 4,4 процентного пункта.

Тенденции рентабельности рабочих активов банков очень похожи на тенденции рентабельности общих активов и фондорентабельности.

Показатель рентабельности (прибыльности) капитала банка является индикативным. Его увеличение не может происходить за счет уменьшения капитала. При этом банки с большим объемом капитала могут иметь меньшие значения данного показателя, чем банки с малым капиталом. Если банк использует свою прибыль на накопление, увеличивая своего капитала, то показатель рентабельности его капитала может иметь тенденцию к уменьшению. Накопленная прибыль учитывается в разделе капитала банка "результат прошлых лет". Кроме этого, из прибыли осуществляются отчисления в резервный фонд.

Прибыльность капитала - это удельный вес прибыли (позитивного результата деятельности проходящего года) в капитале банка. Прибыльность капитала украинских банков в 2001 г. была такой:

10 наибольших банков - + 6,4 %;

банки с капиталом свыше 10 млн. евро - +10,1 %;

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Нормативно-законодательные акты о банковской рекламе
В мире существует множество кодексов по рекламе, в том числе и международных. Во всех таких кодексах приведено немало бесспорно верных и нужных положений. Но рекламный кодекс — не уголовный и обладает лишь рекомендательными функциями. А ...

Ссудный капитал. Капитал-собственность и капитал-функция
При капитализме широко развиваются товарно-денежные отношения. Перед банками открылись совершенно новые горизонты. Объемы свободного денежного капитала очень растут. Банки выступают против ростовщичества. Ростовщичество теряло свою основ ...

Общие условия предоставления кредитов и требования к Заемщикам
Кредиты предоставляются резидентам Российской Федерации - юридическим лицам любой организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, заключившим с Банком договор банковского счета. При кредитовании юридических лиц, зарегист ...