Банки и банковское дело

Формирование ресурсов коммерческих банков

Гид по банкам » Кредитный потенциал коммерческого банка » Формирование ресурсов коммерческих банков

Страница 1

Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6 - 7 лет назад и уже за этот кратчайший период прошли все фазы экономической жизни коммерческих организаций: становление, стремительное развитие, сверхприбыли и зачастую - банкротства. А они были, как известно, связаны не только с экономический нестабильностью, но и с излишне рисковой кредитной политикой сочетающейся с игнорированием проблем формирования ресурсной базы, а отсюда и невозможностью отвечать по своим обязательствам.

Ресурсы коммерческого банка (банковские ресурсы)- это его уставный капитал и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных операций и используемые для активных операций банка.

Специфика деятельности банка состоит в том, что его ресурсы в подавляющей части формируются не за счет собственных, а за счет привлеченных средств. Возможности банка, позволяющие ему аккумулировать средства, регулируются ЦБР и зависят от размеров собственного капитала кредитного учреждения и его организационно-правовой формы.

В настоящих условиях проблема формирования ресурсов приобрела исключительную актуальность для банков. Современная ситуация характеризуется тем, что резко сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов. Поэтому банки в условиях коммерческой самостоятельности и конкуренции много сил и времени уделяют формированию собственного капитала и привлечению ресурсов. Ресурсы коммерческого банка обычно определяют как совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых им для осуществления активных операций.

Собственные средства – это уставный фонд и другие фонды банка (которые создаются для обеспечения финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности), а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы.

Гарантом экономической устойчивости банка является его уставный фонд. Метод формирования уставного капитала банка описан ранее. Собственные средства представляют собой состояние акционеров в коммерческом банке, т.е. чистую стоимость банка. Поэтому их движение – предмет особого отчета в комплексе финансовой отчетности, составленной по международным правилам.

В настоящее время используются разные способы оценки величины капитала, зачастую они противоречивы.

Основные объемы ресурсной базы коммерческого банка составляют привлеченные и заемные средства, которые образуются в результате исполнения банком операций, формирующих его пассивы.

В отечественной практике к пассивным операциям коммерческих банков относят:

• прием вкладов (депозитов) в российской и иностранной валюте;

• открытие и ведение счетов клиентов, в том числе счетов ЛОРО банков-корреспондентов в российской и иностранной валюте;

• выпуск собственных ценных бумаг (акций и облигаций), а также выпуск ценных бумаг как финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов) в российской и иностранной валюте;

• получение межбанковских кредитов (в том числе централизованных, приобретенных на аукционах либо полученных в ЦБ РФ от Банка России).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Кредитование юридических лиц
Информационное обеспечение кредитных сделок выдаче кредита предшествует большая подготовительная работа банка, в ходе которой изучается кредитоспособность заемщика, определяются параметры кредитования — сумма, сроки, плата за кредит, выби ...

Оценка эффективности деятельности банка
Оценка эффективности банковской деятельности является одним из важнейших заданий экономического анализа, решение которого основывается на применении метода коэффициентов. Сущность метода коэффициентов заключается в построении системы взаи ...

Специфика эмиссии акций
Предприятия, имеющие высокоэффективные инвестиционные проекты, но не обладающие достаточными для их реализации средствами и возможностями заимствования, могут предложить владельцам (акционерам) увеличить собственный капитал предприятия. С ...