Сущность процентной политики коммерческих банков, банковский процент
Оказание кредитных услуг – важнейшая функция банков, которая непосредственно зависит от процентной политики. Выступая как финансовые посредники, банки фактически передают средства, полученные у вкладчиков, в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики имеют возможность определенный срок пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи.
Процентная политика банка является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте и направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка [1].
Можно выделить основные принципы построения процентной политики:
• тесная связь с коммерциализацией деятельности банков;
• одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;
• установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе [2].
На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К первым относятся: состояние финансового рынка, уровень инфляции, спрос на банковские услуги, уровень банковской конкуренции, политика Национального Банка Республики Беларусь, региональная специфика, состояние социальной среды.
Ко вторым относятся: спектр оказываемых банком услуг, квалификация и опыт персонала, состав клиентов банка.
Процентная политика имеет свою сферу применения – регулирование процентных ставок [3]. Поэтому её важным элементом является ссудный процент.
Один из важнейших принципов кредитования – платность. Плата за кредит выступает в форме ссудного процента. И в этом, прежде всего основное предназначение ссудного процента [4, с. 154].
Ссудный процент – это плата за временное пользование ссужаемой стоимостью.
Хотя процент и не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует, более того – выступает как движущийся мотив их развития [5, с. 427].
Ссудный процент делится на следующие виды:
• банковский;
• по государственному кредиту;
• коммерческий;
• по лизингу;
• потребительский и т.д.
Так как в данной работе процентная ставка рассматривается на уровне банковской сферы, то имеет смысл более подробно рассказать о банковском проценте.
Банковский процент – один из наиболее развитых видов ссудного процента. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк (коммерческий, центральный) [5, с. 431].
С содержательной точки зрения банковский процент имеет три вида ставок: базовые (базисные), кредитные и депозитные.
Базовая процентная ставка – процентная ставка, устанавливаемая и публикуемая банками для определения базовой основы начисления процентов по различным видам кредитов [6].
Базисная ставка за кредит представляет собой результат средних воздействий факторов на уровень ставок. Это не минимальная ставка, так как банки могут предоставлять ссуды и под более низкий процент, это своего рода начальная, или отправная, величина. Базовая ставка может быть различной в каждом банке.
При установлении процента банки обычно учитывают размер базовой процентной ставки своих конкурентов [5, с. 432].
Депозитные ставки – это процентные ставки, выплачиваемые банками вкладчикам или ставки привлечения ресурсов [4, с. 157].
Больше по теме:
Коммерческий банк как
вторая ступень двухуровневой банковской системы
Коммерческие банки - это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не т ...
Особенности вексельного законодательства
Пунктом 1 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 4 декабря 2000 г. №33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» (далее - Постановление) установлено, что вексельные сделки (в част ...
Структура рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг неоднороден и в зависимости от эмиссии ценных бумаг подразделяется на первичный, где происходит реализация новых видов ценных бумаг, и вторичный рынок, на котором осуществляется перепродажа ценных бумаг. В зависимости о ...