Банки и банковское дело

Становление и развитие межбанковских кредитных отношений

Гид по банкам » Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов » Становление и развитие межбанковских кредитных отношений

Страница 3

В течение 1989 г. межбанковские связи расширялись, в практической деятельности банков все чаще возникала потребность в межбанковских кредитах. В тот период наблюдался значительный разброс величины процентной ставки по межбанковским кредитам: от 4 до 20% годовых. Процентные ставки по МБК, а также объемы и сроки кредитования определялись исключительно уровнем доверия банка-кредитора к банку- заемщику, который устанавливался между первыми лицами банков. В то время не было принято предлагать свободные денежные средства другим банкам в виде межбанковского кредита, а тем более сообщать информацию о таких сделках. Отчасти сказывалась и неразвитость банковской инфраструктуры (информационного, методического обеспечения и др.).

Рынок межбанковских кредитов не был организован и, что особо важно, был информационно закрыт. Поэтому не случайно в конце 1989 г. начали появляться первые фирмы, оказывающие брокерские услуги на кредитном рынке, в том числе созданная при Московском банковском союзе фирма "Ресурс", ориентированная на оказание помощи в получении кредитов [12, с. 124].

Несомненно, брокерские фирмы сыграли позитивную роль на первом этапе зарождения отечественного рынка межбанковских кредитов. Они выполняли важную информационную функцию на денежном рынке - сообщали банкам, заинтересованных в получении межбанковского кредита, процентные ставки, по которым в момент запроса выдавались кредиты.

В целом рынок МБК в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия можно охарактеризовать как закрытый рынок.

Отличительными особенностями такого рынка являлись: информационная закрытость, наличие спроса при полном отсутствии предложения, кредитные сделки заключались по "знакомству".

Принципиально важно отметить, что процесс формирования рынка МБК происходил в соответствии с логикой развития рыночных отношений между банками. Рынок начал функционировать, не имея соответствующих разработанных методик и развитых технологий.

Катализатором процесса формирования открытого рынка МБК послужило появление профессиональных посредников - кредитных учреждений, специализирующихся на этом рынке. Одна из основных задач, которую ставили перед собой такие кредитные учреждения, организовать межбанковский кредитный рынок, сделать его доступным, надежным и эффективным сектором кредитно- банковской системы страны. Для достижения этой цели необходимо было в первую очередь определить и реализовать методы и способы, которые содействовали бы переходу от широко используемой практики закрытого рынка к открытому, цивилизованному рынку [4, с. 95].

До 1991 г. поступали только заявки на получение кредита, а заявки на размещение денежных средств практически отсутствовали, что сдерживало развитие рынка МБК. Превышение спроса над предложением обуславливало постоянную тенденцию роста процентных ставок. Кредитные учреждения, специализирующие на рынке МБК, с самого начала своей деятельности начали создавать базу данных об отечественных и зарубежных коммерческих банков и их филиалах, устанавливать деловые и партнерские отношения с ними, анализировать спрос и предложение (изучать коньюктуру еще не сформированного межбанковского рынка), использовать зарубежный опыт в области межбанковских кредитных отношений с целью адаптации его к существующим российским условиям. Для того чтобы рынок сделать более прозрачным и доступным для его участников, была разработана система расчетов текущей процентной ставки межбанковских кредитов на основе данных о фактических сделках. Текущая процентная ставка определялась в результате усреднения процентных ставок по фактическим сделкам. При этом специфика сделок учитывалась с помощью специально разработанных поправочных коэффициентов.

Информационное обеспечение, позволяющее формировать объективную картину по складывающимся на рынке процентным ставкам, является необходимым, неотъемлемым элементом инфраструктуры любого рынка. Благодаря усилиям специализированных кредитных учреждений (в частности, Оргбанка и ИЦ "Рейтинг") началось формирование информационной среды для организации отечественного рынка МБК [11, с. 34].

Формирование информационной инфраструктуре рынка МБК в России и придание ей цивилизованной формы в соответствии с международными стандартами и практикой тесно связаны с разработкой и внедрением системы единых базовых индикаторов денежного рынка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Анализ основных показателей кредитной деятельности банка
Банк регулярно исследует потребительские предпочтения клиентов и совершенствует предлагаемый продуктовой ряд. Банк предлагает: - широкий выбор кредитных продуктов и маркетинговых акций; - гибкие сроки кредитования - от 4 до 36 месяцев ...

Анализ проспекта эмиссии
Согласно проспекту эмиссии акции ОАО «Банк ВТБ», к размещению планировались именные, обыкновенные бездокументарные акции в количестве 1 734 333 866 664 (один триллион семьсот тридцать четыре миллиарда триста тридцать три миллиона восемьс ...

Роль кредита
Кредит играет важную роль в саморегулировании величины средств, необходимых для совершения хозяйственной деятельности. Благодаря кредиту предприятия располагают в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для нормальн ...