Банки и банковское дело

Становление и развитие межбанковских кредитных отношений

Гид по банкам » Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов » Становление и развитие межбанковских кредитных отношений

Страница 3

В течение 1989 г. межбанковские связи расширялись, в практической деятельности банков все чаще возникала потребность в межбанковских кредитах. В тот период наблюдался значительный разброс величины процентной ставки по межбанковским кредитам: от 4 до 20% годовых. Процентные ставки по МБК, а также объемы и сроки кредитования определялись исключительно уровнем доверия банка-кредитора к банку- заемщику, который устанавливался между первыми лицами банков. В то время не было принято предлагать свободные денежные средства другим банкам в виде межбанковского кредита, а тем более сообщать информацию о таких сделках. Отчасти сказывалась и неразвитость банковской инфраструктуры (информационного, методического обеспечения и др.).

Рынок межбанковских кредитов не был организован и, что особо важно, был информационно закрыт. Поэтому не случайно в конце 1989 г. начали появляться первые фирмы, оказывающие брокерские услуги на кредитном рынке, в том числе созданная при Московском банковском союзе фирма "Ресурс", ориентированная на оказание помощи в получении кредитов [12, с. 124].

Несомненно, брокерские фирмы сыграли позитивную роль на первом этапе зарождения отечественного рынка межбанковских кредитов. Они выполняли важную информационную функцию на денежном рынке - сообщали банкам, заинтересованных в получении межбанковского кредита, процентные ставки, по которым в момент запроса выдавались кредиты.

В целом рынок МБК в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия можно охарактеризовать как закрытый рынок.

Отличительными особенностями такого рынка являлись: информационная закрытость, наличие спроса при полном отсутствии предложения, кредитные сделки заключались по "знакомству".

Принципиально важно отметить, что процесс формирования рынка МБК происходил в соответствии с логикой развития рыночных отношений между банками. Рынок начал функционировать, не имея соответствующих разработанных методик и развитых технологий.

Катализатором процесса формирования открытого рынка МБК послужило появление профессиональных посредников - кредитных учреждений, специализирующихся на этом рынке. Одна из основных задач, которую ставили перед собой такие кредитные учреждения, организовать межбанковский кредитный рынок, сделать его доступным, надежным и эффективным сектором кредитно- банковской системы страны. Для достижения этой цели необходимо было в первую очередь определить и реализовать методы и способы, которые содействовали бы переходу от широко используемой практики закрытого рынка к открытому, цивилизованному рынку [4, с. 95].

До 1991 г. поступали только заявки на получение кредита, а заявки на размещение денежных средств практически отсутствовали, что сдерживало развитие рынка МБК. Превышение спроса над предложением обуславливало постоянную тенденцию роста процентных ставок. Кредитные учреждения, специализирующие на рынке МБК, с самого начала своей деятельности начали создавать базу данных об отечественных и зарубежных коммерческих банков и их филиалах, устанавливать деловые и партнерские отношения с ними, анализировать спрос и предложение (изучать коньюктуру еще не сформированного межбанковского рынка), использовать зарубежный опыт в области межбанковских кредитных отношений с целью адаптации его к существующим российским условиям. Для того чтобы рынок сделать более прозрачным и доступным для его участников, была разработана система расчетов текущей процентной ставки межбанковских кредитов на основе данных о фактических сделках. Текущая процентная ставка определялась в результате усреднения процентных ставок по фактическим сделкам. При этом специфика сделок учитывалась с помощью специально разработанных поправочных коэффициентов.

Информационное обеспечение, позволяющее формировать объективную картину по складывающимся на рынке процентным ставкам, является необходимым, неотъемлемым элементом инфраструктуры любого рынка. Благодаря усилиям специализированных кредитных учреждений (в частности, Оргбанка и ИЦ "Рейтинг") началось формирование информационной среды для организации отечественного рынка МБК [11, с. 34].

Формирование информационной инфраструктуре рынка МБК в России и придание ей цивилизованной формы в соответствии с международными стандартами и практикой тесно связаны с разработкой и внедрением системы единых базовых индикаторов денежного рынка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Банковская система в условиях кризиса
Как известно, нагрянувший в 2007 году финансовый кризис не обошел своим вниманием ни одну сферу нашей жизни, коснувшись ее прямо или косвенно, особенно досталось банковской системе. "Внешний долг банков Казахстана на пике кризиса бы ...

Банковские операции коммерческих банков
Функции банков реализуются через банковские операции. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные, активные и активно-пассивные (комиссионно-посреднические). Пассивные операции (операции по формированию банковских ресу ...

Ссудный капитал. Капитал-собственность и капитал-функция
При капитализме широко развиваются товарно-денежные отношения. Перед банками открылись совершенно новые горизонты. Объемы свободного денежного капитала очень растут. Банки выступают против ростовщичества. Ростовщичество теряло свою основ ...