Банки и банковское дело

Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

Гид по банкам » Роль банковской системы в экономике Республики Казахстан » Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

Страница 3

Национальный Банк РК

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

банки второго уровня, их филиалы и представительства

Банк Развития Казахстана

организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций

ассоциации финансовых организации (в том числе банков)

крупные участники банков, банковские холдинги, банковские конгломераты.

Продолжая разговор о развитии банковской системы нашей страны, необходимо сказать и о принципах, на которых и основано ее построение.

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, как уже было замечено выше, наиболее распространенным принципом построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".

Следующий принцип – это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".

Принцип независимости Нацбанка и Агентства означает следующее.

Во-первых, ни один из органов власти не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции НБ РК и Агентства.

Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.

НБ РК и Агентство подотчетны лишь Президенту РК. Отношения между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.

Разрешительный принцип осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:

1) разрешения на открытие банка;

2) лицензии на осуществление соответствующих банковских операций.

Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.

Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:

во-первых, запрет на осуществление банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;

во-вторых, запрет на участие банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;

в третьих, возможность осуществления банковских, а также иных операций, указанных в законе.

Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК,

Подытоживая, необходимо заметить, что банковская система РК, под которой следует понимать систему ее участников (субъектов), а также институциональные и функциональные связи между ними, складывающиеся в сфере банковского регулирования, контроля и надзора, и в процессе осуществления банковской деятельности, претерпела существенные изменения механизмах, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности и принципах правового регулирования банковской деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

Внутрирегиональные электронные расчеты Банка России
Среди межбанковских расчетов, в том числе электронных, осуществляемых Банком России, основную долю (до 80%) занимают внутрирегиональные платежи. Во многом это обусловлено активно применяемыми банками собственными операциями по купле-прода ...

Проведение трастовых операций коммерческими банками
Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление тр ...

Расчетно-кассовый центр Банка России
Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в даль­нейшем именуются РКЦ) являются структурными подразделе­ниями Банка России, действующими в составе территориаль­ного учреждения ...