Банки и банковское дело

Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

Гид по банкам » Роль банковской системы в экономике Республики Казахстан » Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

Страница 3

Национальный Банк РК

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

банки второго уровня, их филиалы и представительства

Банк Развития Казахстана

организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций

ассоциации финансовых организации (в том числе банков)

крупные участники банков, банковские холдинги, банковские конгломераты.

Продолжая разговор о развитии банковской системы нашей страны, необходимо сказать и о принципах, на которых и основано ее построение.

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, как уже было замечено выше, наиболее распространенным принципом построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".

Следующий принцип – это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".

Принцип независимости Нацбанка и Агентства означает следующее.

Во-первых, ни один из органов власти не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции НБ РК и Агентства.

Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.

НБ РК и Агентство подотчетны лишь Президенту РК. Отношения между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.

Разрешительный принцип осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:

1) разрешения на открытие банка;

2) лицензии на осуществление соответствующих банковских операций.

Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.

Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:

во-первых, запрет на осуществление банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;

во-вторых, запрет на участие банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;

в третьих, возможность осуществления банковских, а также иных операций, указанных в законе.

Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК,

Подытоживая, необходимо заметить, что банковская система РК, под которой следует понимать систему ее участников (субъектов), а также институциональные и функциональные связи между ними, складывающиеся в сфере банковского регулирования, контроля и надзора, и в процессе осуществления банковской деятельности, претерпела существенные изменения механизмах, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности и принципах правового регулирования банковской деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

Экономическая сущность страхования как института финансовой защиты
С древнейших времён человек пытался защитить себя и своё имущество от разного рода опасностей, сопровождавших его существование[1]. От возможностей человека на разных этапах развития общества зависели степень и способы защиты, начиная от ...

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г.
Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депоз ...

Сущность сделок на товарной бирже
Биржевая сделка - это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, допущенного к обращению на бирже, находящее отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками биржевой торговли в ход ...