Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
Национальный Банк РК
Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
банки второго уровня, их филиалы и представительства
Банк Развития Казахстана
организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
ассоциации финансовых организации (в том числе банков)
крупные участники банков, банковские холдинги, банковские конгломераты.
Продолжая разговор о развитии банковской системы нашей страны, необходимо сказать и о принципах, на которых и основано ее построение.
Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, как уже было замечено выше, наиболее распространенным принципом построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].
Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".
Следующий принцип – это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".
Принцип независимости Нацбанка и Агентства означает следующее.
Во-первых, ни один из органов власти не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции НБ РК и Агентства.
Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.
НБ РК и Агентство подотчетны лишь Президенту РК. Отношения между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.
Разрешительный принцип осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:
1) разрешения на открытие банка;
2) лицензии на осуществление соответствующих банковских операций.
Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.
Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:
во-первых, запрет на осуществление банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;
во-вторых, запрет на участие банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;
в третьих, возможность осуществления банковских, а также иных операций, указанных в законе.
Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК,
Подытоживая, необходимо заметить, что банковская система РК, под которой следует понимать систему ее участников (субъектов), а также институциональные и функциональные связи между ними, складывающиеся в сфере банковского регулирования, контроля и надзора, и в процессе осуществления банковской деятельности, претерпела существенные изменения механизмах, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности и принципах правового регулирования банковской деятельности.
Больше по теме:
Классификация страхования
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли, виды и звенья.
Целью классификации страхования является разделение всей совокупности страховых отношений на иера ...
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение - это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное пор ...
«Зелёная карта»
Зеленая карта — это международная разновидность ОСАГО. Она, как и ОСАГО, является обязательной, но только не в России, а за рубежом, Можно приобрести зеленую карту на целый год или только на две недели, полную (действует на все страны сог ...