Банки и банковское дело

Управление процентными рисками

Гид по банкам » Деятельность коммерческих банков » Управление процентными рисками

Страница 3

Утверждения, которые будут заложены в стратегии, должны носить принципиальный характер. В этой связи, для их практической воплощения, а также предотвращения каких-либо споров относительна их трактовки, на базе сформулированных положений, в банке должен быть подготовлен пакет нормативной документации, подробно описывающий порядок управления процентным риском в данной кредитной организации.

Функциональная модель управления процентным риском представлена на рис.4.

Предложения по совершен­ствованию инструкций, сигналы о внештатных ситуациях

Инструкции, лимиты риска, принципы взаимодей­ствия, ориен­тиры для текущей оценки риска

Рис.4. Функциональная модель управления процентным риском в коммерческом банке

Управление процентным риском предполагает решение двух блоков задач: с одной стороны, необходимо выработать стратегические решения (стратегическая подсистема) относительно степени участия банка в исследуемом виде риска, с другой стороны, эффективное управление процентным риском реализуется через систему текущих мероприятий (оперативная подсистема).

Взаимосвязь стратегической и оперативной подсистем управления процентным риском станет более наглядной, если детально проанализировать составляющие элементы и их коммуникации.

Схематично каждый из указанных двух уровней представлен на рис.4.

Приведенная ниже функциональная модель наглядно описывает иерархию задач и функций обеспечения этого процесса на стратегическом уровне. Инициатива должна исходить от руководства банка, которое, опираясь на цели деятельности банка и используя данные о конъюнктуре, формирует его стратегию. В этом документе, в частности, прописываются цели, стратегические задачи банка, а также определяется коэффициент приоритета при балансировании доходности и рискованности деятельности банка.

На следующем этапе коллегиальный орган банка, в функции которого входит принятие важных решений в области финансового менеджмента, утверждает стратегию данной кредитной организации в области рисков, в том числе процентного.

Принятая коллегиальным органом финансовая стратегия, а также принципы, вытекающие из других внутрибанковских нормативных документов, являются руководством к инициации следующего шага - организации разработки инструкции, регулирующей управление пробным риском в данном коммерческом банке. Указанная инструкция утверждается руководством банка, что делает ее обязательным руководством к действию для всех без исключения участников процесса.

Для достижения максимальной эффективности системы принятия стратегических решений в области управления процентным риском в ней должен присутствовать такой элемент, как обратная связь. Это нашло свое отражение в приведенной выше схеме (рис.4) в виде двух блоков, обозначающих функции по внесению изменений в руководящие документы по предложениям, поступающим из подразделений кредитной организации.

Уровень оперативного управления (оперативная подсистема) - это конкретные задания по изменению параметров активных и пассивных операций банка в целях соблюдения установленного на стратегическом уровне лимита процентного риска (рис.5).

Из рисунка 5 видно, что оперативное управление можно, в свою очередь, разбить на три блока: принятие решений по управлению процентным риском, контроль оперативного управления и разработка предложений по оптимизации методик и инструкций, регулирующих управление процентным риском в банке.

Если последний из названных блоков не вызывает вопросов, то два других следует рассмотреть подробнее.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов. В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...

Влияние ПР на ИТ - технологии и новые банковские продукты
На сегодняшний день у банковской системы имеется острая потребность информирования населения, прежде всего молодежи, а также необходимость рекламирования банковских услуг. ИТ - технологии — не роскошь, а путь к победе. Банки не могут рабо ...

Факторы, влияющие на валютный курс
Вместе с тем, из всех факторов, влияющих на курс в долгосрочной перспективе, экономистами выделяются два основных. Первый из них темп инфляции, наблюдаемой закономерностью которого является то, что в стране с более высокими темпами инфля ...