Золотовалютные резервы Российской Федерации: проблемы эффективности
Для оценки адекватности текущего объема золотовалютных резервов общему состоянию экономики страны были применены шесть наиболее часто используемых в международной практике методов (критериев). Первый (традиционный): величина резервов должна превышать трехмесячный объем импорта страны. Второй (критерий Гринспэна): резервы должны превосходить официальный и официально гарантированный краткосрочный внешний долг. Третий («узкий» критерий или критерий Редди): минимальный объем резервов для покрытия импорта суммируется с платежами по внешнему государственному долгу, чтобы исключить дефолт по государственным обязательствам. Четвертый («расширенный» критерий или критерий Гвидотти): объем резервов достаточен, если он позволяет обходиться без внешних заимствований в течение одного года. Пятый («широкий» критерий): резервы должны быть достаточными для предупреждения резких девальваций и ревальваций национальной валюты (резервы должны превышать денежную базу в широком определении). И шестой («максималистский» критерий): покрытие государством в случае кризиса потребностей частного сектора в средствах для уплаты внешних долгов. Эмпирической базой расчетов послужили данные Центрального Банка РФ.
Проведенный анализ показал, что объем резервов РФ в настоящий момент существенно выше оптимального (по всем критериям) и его следует снизить примерно до 80 млрд. долл. США. Это можно сделать, во-первых, за счет создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и системообразующих компаний с условием сокращения внешней задолженности эмитентов. Это уменьшит объем внешней задолженности резидентов и ослабит повышательное давление ввоза заемного иностранного капитала на курс рубля. Речь идет о замещении внешней задолженности нефтяных и газовых компаний рефинансовыми валютными кредитами.
Во-вторых, для снижения объема валютных резервов можно использовать выкуп российской внешней задолженности Центральным Банком. При приобретении Банком России российских долгов иностранным государствам на 150 млрд. долл. в конце 2007 г. статья "Внешний долг государственного сектора в расширенном определении" сократилась бы с 164,4 млрд. до 14,4 млрд. долл., а статья «Резервные активы» — с 425,378 млрд. до 275,378 млрд. долл. Ни дестабилизация валютного рынка, ни дополнительная рублевая эмиссия произойти при таком свопе не могут. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на платежный баланс в будущем при этом составят несколько миллиардов долларов в год.
Более того, международные резервы РФ распределены неэффективно. Слишком большая их часть номинирована в долларах США (49%), курс которых по отношению к рублю непрерывно понижается. Это означает, что если доллар «падает» на 1 копейку, то Банк России теряет 2,37 млрд. руб. Для устранения подобных рисков структура резервов должна соответствовать валютной структуре госдолга. Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам. При равенстве резервов и внешнего государственного долга, номинированного в соответствующей валюте, компенсация будет полной.
Три четверти резервных активов находятся в США, Германии и Соединенном Королевстве, а, следовательно, доходность по ним существенно зависит от экономической ситуации в данных странах. По этой причине необходимо провести диверсификацию активов по географическому признаку.
Больше по теме:
Понятие и сущность кредитного риска
В соответствии с Положением Банка России, под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприя ...
Структура финансового рынка, дискуссионные вопросы структуры
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение, и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эфф ...
Особенности белорусского фондового рынка в Республике Беларусь
В 2011 году Министерством финансов в целях сокращения государственного долга не осуществлялось размещение государственных ценных бумаг Республики Беларусь (далее – ГЦБ), за исключением переоформления задолженности по кредитам, предоставле ...