Сущность кредитных операций, их место в активах коммерческого банка
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. Активные и пассивные операции находятся в теснейшей взаимосвязи с друг другом. При размещении средств в других банках, покупке ценных бумаг, предоставлении клиентам кредитов и разнообразных услуг коммерческие банки постоянно контролируют состав и структуру своих пассивов, следят за наличием свободных ресурсов, сроками исполнения обязательств по депозитам, стоимостью привлекаемых средств. В том случае, если коммерческий банк испытывает трудности в притоке ресурсов, он вынужден пересмотреть свою политику в области активных операций: возможно ему придется отказаться от новых кредитных вложений, отозвать часть кредитов, выданных ранее, реализовать ценные бумаги и так далее. При наличии конкретной программы в области активных операций, коммерческий банк может целенаправленно проводить пассивные операции по формированию недостающей части ресурсов [35].
Активные операции банка согласно указаниям Национального банка Республики Беларусь, как правило, группируются в следующие основные статьи: касса и приравненные к ней денежные средства, средства в Национальном банке Республике Беларусь, средства в других банках, ценные бумаги, кредиты, выданные юридическим и физическим лицам, долевые участия в уставных капиталах юридических лиц, здания, сооружения и другие основные фонды, прочие активы.
Кассовые операции являются для коммерческих банков традиционными, однако их удельный вес, как правило, не велик и составляет примерно 1 –3 %. Следует иметь в виду, что коммерческий банк в любое время и по первому требованию клиента обязан выплатить ему полностью или частично средства, находящиеся на счетах до востребования. Для этого коммерческий банк должен располагать необходимой суммой наличных средств в кассе [35].
Активами банка, приравненными к кассовым, являются средства, вложенные в валютные ценности, драгоценные металлы, которые размещены в виде остатков на корреспондентских счетах в других коммерческих банках и центральном банке. Размеры остатков средств на корреспондентских счетах коммерческого банка определяются исходя из его потребностей осуществления межбанковских расчетов.
Инвестиции в ценные бумаги в коммерческих банках Республики Беларусь представлены в основном в виде вложений в различные государственные ценные бумаги. Отличительной особенностью подобных активов является то, что они при минимальных рисках способны приносить стабильные доходы.
К прочим активам обычно относятся затраты банка по приобретению зданий, сооружений и других основных фондов, а также участие в хозяйственной деятельности юридических лиц. Основной характеристикой активов, входящих в данную группу, является их низкая ликвидность.
Из всех вышеперечисленных статей такие, как касса и приравненные к ней денежные средства, здания, сооружения и другие основные фонды, прочие активы нельзя отнести к кредитным. Во всех остальных случаях между конкретным коммерческим банком и различными субъектами возникают кредитные отношения, при которых последние обязаны при наступлении установленных сроков вернуть денежные средства с уплатой за их пользование процентов, дивидендов, комиссионного вознаграждения и тому подобное.
Оформление этих отношений может быть различным: кредитный договор, депозитный договор, договор на открытие корреспондентского счета, генеральный договор о межбанковском сотрудничестве, договор купли-продажи ценных бумаг, договор на факторинговое обслуживание, договор на открытие контокоррентного счета, овердрафта и другое.
Кредитные вложения составляют, как правило, основной удельный вес в банковских активах – до 50 – 80%. В их состав могут входить межбанковские кредиты (депозиты), кредиты предоставленные клиентам (юридическим и физическим лицам), учтенные банком векселя, предоставленный финансовый лизинг, факторинг, исполненные банком гарантии, не взысканные с клиентов. Эта группа активов обеспечивает коммерческим банкам основной объем доходов, но необходимо принимать в расчет, что это одновременно и самые рискованные из всех активов [35].
Больше по теме:
Интернет какал продвижения банков и банковских услуг
Банковскую рекламу в самом общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репута ...
Организация кредитной политики в банках второго
уровня Республики Казахстан
Банковская система Казахстана является олигополистической. На три крупнейших банка - АО "Казкоммерцбанк", АО "Банк ТуранАлем", АО "Народный Банка Казахстана" - приходится 56,15% активов всей банковской систем ...
Права и обязанности сторон
Права страхователя:
1. Получение страховых выплат при наступлении страхового случая
2. Получение информации
3. Досрочное расторжение договора
4. Право назначения выгодоприобретателя
Права страховщика:
1. Проверка состояния объекта с ...