Банки и банковское дело

Место страхования в системе общественного воспроизводства

Гид по банкам » Страхование в системе финансово-кредитных отношений » Место страхования в системе общественного воспроизводства

Страница 2

Как видно, страхование и система его общественных экономических отношений, отталкиваясь от фазы перераспределения (обмена) национального дохода, начинают собственное воспроизводственное бытие, состоящее из четырёх фаз.

Рисунок 1. Основные фазы развития страховых экономических отношений

Первая фаза страхового воспроизводства обеспечивает организацию страховой защиты через образование страховых резервов за счёт страховых премий, которые уплачивают из нетто-доходов страховщикам граждане, предприниматели, государственные институты по линии добровольного и обязательного страхования, покупая услуги по страховой защите. Эта фаза – купля-продажа страховой услуги.

Вторая фаза страхового воспроизводства – формирование и распределение страховых резервов. На этой фазе страховщики одновременно с образованием страховых резервов распределяют их по направлениям использования, заложенным в страховых тарифах, бизнес-планах и так далее, в соответствии с государственными нормативами (например, в соответствии с правилами формирования и размещения страховых резервов).

Третья фаза страхового воспроизводства – это индивидуальная материализация страховой защиты через использование страховщиком страховых резервов для страховой защиты конкретных пострадавших страхователей путём производства им страховых выплат.

Четвертая фаза страхового воспроизводства связана с тем, что страховые выплаты обеспечивают застрахованным удовлетворение застрахованных ими имущественных интересов, связанных с владением, распоряжением, пользованием имуществом, или с их личностью или ответственностью перед третьими лицами.

Как видно, производство страховой услуги получает начало от фазы обмена общественного воспроизводства, стоящей после производства и распределения. В рамках страхового воспроизводства фаза обмена страховой услуги на деньги страхователя (купля-продажа полиса) закономерно предшествует фазе производства этой услуги, так как по логике страхового дела без страховых взносов нельзя сформировать достаточные резервы, а значит, нельзя компенсировать убытки от застрахованных рисков.

Образование страховых резервов происходит только после заключения договора страхования и уплаты страховой премии, то есть после продажи страхователю оформленного договором обещания в страховой защите.

Производство страховой услуги продолжается в течение всего договора страхования в виде гарантированного спокойствия и уверенности страхователя за свои застрахованные интересы, обеспечиваемые экономически имеющимися у страховщика страховыми резервами и юридически – договором страхования. В оговорённых случаях услуга по страховой защите может материализоваться в страховую выплату. Подобная специфика страховой защиты приводит к тому, что весь финансовый механизм страховщика и порядок его функционирования значительно отличаются от того, что имеется в других отраслях экономики. Если любое предприятие сначала производит продукцию, а потом её реализует, то страховщик сначала привлекает денежные ресурсы страхователей, продавая услугу, и на этой финансовой базе, создавая и пополняя свои резервы, он может выполнять обязательства по защите интересов своих клиентов, то есть обеспечивать производство страховых выплат.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Прибыль банка. Виды процентных ставок. Платежеспособность банка
Исходя из вышеизложенного, можно легко ответить на вопрос, какую прибыль может получать банк от своей деятельности. В общем понимании, исходя из баланса активных и пассивных операций, основной доход банку приносит разница между платой за ...

Анализ структуры и динамики кредитного портфеля
Таблица 2 – Анализ кредитного портфеля по объёму кредита за 2009-2011 гг. Наименование кредита сумма, в млн.руб. структура, в % 2009 2010 2011 2009 2010 2011 Темп роста Потребительские 291430,86 ...

SWOT – анализ
Одним из основных инструментов регулярного стратегического управления, который выбирают многие компании, является матрица "качественного" стратегического анализа. Ее еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв англий ...