Реформирование банковской системы
Деполитизация и приватизация банков
В настоящее время существует смешанная система управления, состоящая из политических факторов, трудностей производственного характера и недостатков самих банков. Политический фактор состоит в том, что банкам в рамках коммерциализации была предоставлена большая свобода и расширена сфера ответственности, а политические указания были заменены директивами. В явном противоречии с объявленной политикой коммерциализации находится также тот факт, что от государственных банков требуют разработки новых программ кредитования для стимулирования несколько ослабевшей конъюнктуры.
Следующий фактор - относительная внутренняя слабость государственных банков. После их коммерциализации были введены новые правила менеджмента кредитных рисков, и некоторые кредиты по экономическим соображениям больше не предоставлялись. Одновременно банкам еще не хватает внутренней надежности и достаточного опыта, знания современных методов составления балансов и систем оценок.
И, наконец, производственный фактор - ограниченная рентабельность государственных банков, что объясняется целым рядом причин, в том числе:
• общими недостатками системы управления,
• плохим внутренним контролем за расходами,
• слишком высокими налогами и сборами.
Несмотря на все эти трудности идет процесс по подготовке к приватизации государственных банков. Произошло изменение в идеологии центрального банка Китая, который теперь допускает преобразование государственных банков в акционерные общества.
Следует отметить, что в течение последних 10 лет государственные коммерческие банки в значительной степени изменили свой имидж с точки зрения оборудования, банковских технологий и архитектуры. По сравнению с остальными китайскими банками они лучше оснащены капиталом, техникой и имеют хорошо обученный персонал. Шанхай буквально перегружен банками и более интернационален, чем Пекин. Гонконг занимает особое положение и служит образцом динамичного развития и консультантом по реформированию. В результате неоднородности страны и несовпадающих друг с другом региональных интересов между центральными офисами банков и отдаленными провинциями существуют значительные расхождения.
Для Китая современный облик столичных банковских небоскребов и низкий качественный уровень провинциальных банков - это не противоречие, а выражение стремительного развития и неоднородности страны.
Все изменения проводятся с большой осторожностью. Быстрые и радикальные перемены считаются не подходящими для Китая и отвергаются. Нельзя не заметить при этом некоторой фрагментарности финансово-банковской реформы и отсутствие единой стратегии действий.
Процесс реформирования затронул Народный банк Китая. После проведенной в 1983 г. реорганизации и принятия в 1995 г. Закона "О Народном банке Китая" он взял на себя функции надзора за банками и ответственность за денежную политику, обеспечение народного хозяйства деньгами и осуществление платежного оборота.
Важной задачей центрального банка является либерализация процентной политики, введение свободных процентных ставок по депозитам и кредитам, а также разрешение рыночного ценообразования.
Важной особенностью банковской системы КНР является то, что на вклады идет примерно 40% доходов населения. Это весьма высокий показатель. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, уже ставшей поговоркой китайской бережливостью. С другой стороны, подобная ментальность населения вытекает из самого состояния экономической системы, необходимости иметь сбережения на случай социальных потрясений, желания получить хорошее образование, возможно, даже за рубежом, но может объясняться также и отсутствием альтернатив сберегательным вкладам, таких, как финансовые рынки и рынки капитала.
Защита депозитов и банковский надзор. Системы защиты частных сберегательных вкладов в современном понимании нет ни в Китае, ни в Гонконге. Три четверти всех депозитов находятся в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Специальная же система защиты частных вкладов необходима, в первую очередь по двум причинам. Во-первых, потому, что только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения.
Во-вторых, потому, что все сберегательные вклады, а не только лежащие в государственных банках, должны быть защищены от потери с помощью специального института. Именно на том этапе, когда банки постепенно приобретают самостоятельность, возникает вопрос их надежности. Система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.
Больше по теме:
Регулирование ликвидности со стороны Банка России
Одной из основных задач коммерческого банка является поддержание ликвидности на необходимом уровне. Коммерческий банк считается ликвидным, если у него есть достаточное количество ликвидных активов. Органом власти, регулирующим уровень лик ...
Перечень документов, подлежащих утверждению кредитной
организацией для организации кассовой работы
Документы, касающиеся организации кассовой работы:
- положение о кассовом подразделении (документ, определяющий структуру кассового подразделения, количество касс и численность кассовых работников);
- должностные инструкции кассовых раб ...
Участники биржевого рынка, финансовые посредники
В зависимости от характера экономического поведения субъектами рынка ценных бумаг могут быть эмитенты, инвесторы и финансовые посредники.
Эмитентом ценных бумаг
является государство в лице центрального или местного органа власти (управл ...