Банки и банковское дело

Электронные системы: принципы работы и история возникновения

Гид по банкам » Электронные системы торгов » Электронные системы: принципы работы и история возникновения

Страница 6

Затем это название – биржа - было перенесено в Антверпен, где биржа возникла в 1556 г., а в XVI в. оно распространилось по всей Европе, сохранившись и в наши дни. [10]

На бирже в Антверпене уже осуществлялись операции, связанные размещением государственных займов. Совершенствование техники биржевых операций привело к появлению таких понятий, как биржевой бюллетень, официальные биржевые курсы. В XVII в. центр биржевой торговли переместился в Нидерланды, где на товарной бирже, возникшей в 1611 г., велась и торговля денежными средствами. Так, в дошедшем до нас первом биржевом бюллетене этой биржи от 1747 г. представлены котировки 25 нидерландских займов, четырех видов английских государственных облигаций и т. д.

Акции впервые появились в обороте на Амстердамской бирже. Начало этому поистине важнейшему объекту фондовой торговли дала возникшая в то время Ост-Индская торговая компания, которая объявила о подписке на участие в прибылях компании. Окончательный расчет по этим бумагам предполагался только через 10 лет. Компании было передано монопольное право торговли в Индии, а также все права, которыми обладала в Индии Нидерландская республика. Это вызвало всеобщий интерес к бумагам компании, а так как публичная подписка на акции компании уже была проведена, то весь неудовлетворенный спрос хлынул на биржу, и Амстердамская биржа стала центральным рынком акций Ост-Индской компании. Первоначально на ней продавались акции только голландской Объединенной Ост-Индской компании, затем стали продаваться облигации правительства Голландии и облигации, выпущенные администрациями городов для финансирования муниципальных расходов, а также акции зарубежных акционерных обществ. Под влиянием успехов компании курс акций быстро рос в течение ряда лет, однако потом, под влиянием слухов о спорах между директорами компании, начал стремительно падать. Ограничителем в развернувшихся спекулятивных операциях по бумагам компании служили различные номинальные цены образовавшихся акций. Поэтому биржевая практика, стремясь к созданию заменяемых объектов сделок, создала биржевую единицу в 3 тыс. гульденов, получившую на бирже наименование «акции».[11]

На бирже в Амстердаме практиковались сделки с ценными бумагами не только за наличный расчет, но и срочные сделки, что послужило формированию спекулятивного биржевого рынка. Таким образом, можно сказать, что акции создали в Амстердаме крупную биржевую игру, по своим формам напоминающую современную биржевую спекуляцию.

В Амстердаме появилась и первая книга о бирже, которую написал Жозеф де ля Вега. В ней дана исключительная по образности и меткости характеристика биржевой публики. И эта характеристика до сих пор применима в отношении современных биржевиков. Автор отмечает, что «те, кто начал торговать акциями, будут заниматься этим делом постоянно. Где бы ни были эти люди, повсюду акции — неизменный предмет их мыслей и разговоров. Когда они едят, акции являются предметом их застольной речи; и даже во сне им грезятся акции. Вега разделил участников торговли акциями на три группы.

Первая — крупные капиталисты. Они не интересуются курсом акций, для них важен лишь дивиденд.

Вторая группа состоит из купцов, приобретающих акции, чтобы продать их с прибылью, когда, по их мнению, дела компании улучшатся, т.е. повысится дивиденд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме:

Механизм кредитования коммерческого банка
Механизм кредитования предполагает конкретный метод предоставления кредита, выбор которого зависит от особенностей производственно - коммерческого цикла заемщика, равномерности поступления выручки от реализации, кредитной истории, а также ...

Виды электронных расчетов
К платежным системам России на основе банковских карточек в настоящее время относят STB Card, Union Card и систему «Золотая корона». Кроме них в России функционирует много локальных систем, которые успешно развиваются. К первой общеросси ...

Нормативно-законодательные акты о банковской рекламе
В мире существует множество кодексов по рекламе, в том числе и международных. Во всех таких кодексах приведено немало бесспорно верных и нужных положений. Но рекламный кодекс — не уголовный и обладает лишь рекомендательными функциями. А ...