Банки и банковское дело

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Гид по банкам » Проблемы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг » Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Страница 3

Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством: брокерская и дилерская деятельности; управление инвестициями и фондами; расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять от заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде, причем стоимость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.

Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют эмиссионную деятельность. По Российскому законодательству они могут эмитировать акции, облигации, депозитарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным документом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кредитными организациями является инструкция Банка России № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением ЦБ России № 274. Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения.

Цена привлечения финансовых ресурсов сравнивается с эффективностью их размещения и рассматривается механизм поддержания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой привлечения и размещения ресурсов.

Коммерческий банк может эмитировать акции, облигации, а также выпускать инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные сертификаты, векселя. Если на основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный и заемный капитал банка, то выпуск сертификатов и векселей можно рассматривать как привлечение управляемых депозитов, или безотзывных вкладов. Несмотря на то, что ни действующее банковское законодательство РФ, ни методические материалы Центрального банка РФ не содержат четких критериев разграничения заемных и привлеченных (депонированных) средств коммерческих банков, различия между этими способами заимствования средств существуют. Это различие прежде всего выражается в месте и статусе разных видов ценных бумаг на финансовом рынке.[3]

Облигации представляют собой инструмент долгосрочного капитала, а сертификаты и векселя (как долговые обязательства) - инструменты рынка краткосрочного и среднесрочного капитала, то есть денежного рынка.

Право эмиссии собственных акций и облигаций имеет коммерческий банк, образованный как акционерное общество, и это право обусловлено его формой собственности. Векселя может выпускать любой коммерческий банк по истечению двух лет деятельности.

Инструкцией N8 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" регламентируется эмиссия ценных бумаг, которую акционерный банк может осуществлять в трех случаях:

· при своем учреждении;

· при увеличении размеров первоначального уставного капитала банка путем выпуска дополнительных акций;

· при привлечении банком заемного капитала путем выпуска облигаций и других долговых обязательств.

Все выпуски ценных бумаг банков, как кредитных организаций, независимо от величины выпуска и количества инвесторов, подлежат государственной регистрации в регистрирующем органе - Департаменте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России или в территориальных учреждениях Банка России.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Специализация рынка
В первом квартале 2008 года на структуре распределения страховых компаний можно наблюдать «эффект специализации». Количество страховых компаний в секторе общего страхования (исключая ОМС) сократилось за год на 12% с 696 до 610 компаний, ...

Имидж, паблисити Белгородского филиала ОАО «Банк Москвы»
Паблисити — это публичная известность. Иногда понятия паблисити и ПР используют как синонимы, хотя они не эквивалентны. ПР — это процесс, деятельность или сфера деятельности. Пабли­сити, или публичная известность может рассматриваться как ...

Учет наличных денег касс
Учет кассовых операций осуществляется на активных балансовых счетах. Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации для учета операций коммерческих банков с наличными деньгами предусмотрено использовать ...