Банки и банковское дело

Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Гид по банкам » Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов » Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Страница 5

НКО осуществляет несколько функций:

• обмен платежными документами между банками-участниками;

• расчет чистых позиций банков-участников.

Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи [9, с.176].

Деятельность расчетных палат, создание на их базе специальных расчетных механизмов по межбанковским сделкам, обеспечивающих проведение гарантированных расчетов на нетто - основе, является существенным дополнительным фактором управления внутридневной ликвидностью кредитных организаций, осуществляющих расчеты с использованием системы валовых расчетов в режиме реального времени.

До сих пор все расчеты между банками по России (кроме межрегиональных электронных расчетов) осуществляются бумажными носителями. Как следствие - большие сроки прохождения платежей по стране (иногда достигают двух недель). Для ускорения прохождения платежей банки вступают между собой в корреспондентские отношения. Либо, вступают в корреспондентские отношения с клиринговыми (расчетными) палатами. Все существующие в платежных системах мира расчетные палаты создавались с одной и той же целью: для ускорения безналичных расчетов между банками-членами палат и их клиентами, для увеличения оборачиваемости денежных средств в течение операционного дня. Для решения этих задач расчетные палаты выполняют ряд определенных основных функций. Но в разных странах или даже в одной и той же стране эти функции могут быть различны, что зависит от целого ряда факторов: конкретного состава участников расчетной палаты, используемых видов платежных документов, объема документооборота, географической области, особенностей банковской системы, правовых условий и доступности технологий.

Развертывание банковских корреспондентских связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов. Подавляющую часть которых (до 80 %) в развитых странах составляет клиринг, позволили приступить в России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и программных продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммерческие банки, клиринговые центры локального характера.

В феврале 1993 г. департаментом информатизации ЦБ РФ были утверждены Временное положение о клиринговом учреждении и Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждением. С их утверждение российские клиринговые центры получили официальное право на существование.

Впоследствии нормативная база клиринга была расширена. Клиринговому центру необходимо получить две лицензии: на совершение банковских (в том числе клиринговых) операций, поддерживающих выполнение клиринга, и техническую лицензию, подтверждающую готовность клирингового центра к выполнению расчетов в системе электронных расчетов. Клиентами клирингового учреждения могут быть его учредители, а также другие коммерческие банки и иные кредитные учреждения [3, с. 167].

Первым клиринговым учреждением в России стала Центральная расчетная палата. В начале 1993 г. ряд кредитных учреждений получил техническую лицензию ЦБ РФ на клиринговую деятельность, что дало им право проводить электронные платежи. Учитывая сложность, масштабность и капиталоемкость этой работы, ведущая роль в совершенствовании платежной системы России отводится Банку России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

Банковские холдинги: понятие и роль в экономике
В условиях нестабильности и кризисных явлений в российской экономике финансовое положение многих кредитных учреждений, особенно небольших, значительно ухудшилось, что фактически поставило их на грань банкротства. Во избежание негативных п ...

Особенности маркетинга и PR в банках
Всем известен факт усиливающейся конкуренции на рынке финансовых услуг, которые в данный момент предоставляют различные учреждения: управляющие, инвестиционные компании, и, конечно, банки. И одним из средств борьбы банка за место на этом ...

Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь
В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организац ...