Банки и банковское дело

Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Гид по банкам » Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов » Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Страница 8

Организация подобных систем помимо их прямого назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации, улучшается ведение учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный контроль над состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.

Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков согласно лицензии Центрального Банка (не имеет право производить кредитные функции) и несет ответственность за:

• правильность расчетов чистых позиций банков-участников;

• своевременное отражение чистых позиций по их счетам в клиринговом учреждении;

• дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счету, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.

Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет производить расчеты почти мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-телекоммуникационные системы: клиент—банк, банк—филиал, банк — клиринговый центр. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно- техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно- правовой базе, образует клиринговую систему.

Все системы клиринговых расчетов имеют много общих технологических и функциональных аспектов. Схема создания клиринговой системы включает следующие основные элементы:

• автоматизированные рабочие места (АРМ) в банках, на предприятиях и в РКЦ;

• транспортную среду для соединения АРМ с центрами коммуникаций;

• центры коммуникаций, организующие прием и передачу финансовых документов;

• клиринговые центры, выполняющие взаимозачеты встречных потоков межбанковских платежей [4, с. 276].

Таким образом, эффективность взаимных расчетов между банками путем зачета финансовых требований и обязательств во многом определяется правильностью выбора схемы клиринговой обработки экономической информации. Электронный клиринг позволяет финансовым организациям на базе АРМов открывать кредиты вплотную к дате расчетов, тем самым сокращая время возврата неуплаченных дебетовых платежей за счет оперативного получения кредитов и уменьшения временных рисков неплатежей.

С целью совершенствования организации межбанковских расчетов и широкого внедрения в практику межбанковского клиринга Банком России разработана долговременная программа по созданию систем локальных клирингов и общегосударственного клиринга.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Больше по теме:

Кредитование малого и среднего бизнеса как приоритетное направление деятельности ОАО "Промсвязьбанка"
Стратегическая цель ОАО "Промсвязьбанк" - стать частным банком №1 в России по рыночной стоимости бизнеса к 2015 году. Для достижения этой цели необходимо обеспечить прибыльность и устойчивость бизнеса, в том числе за счет дивер ...

Юридическое оформление вексельных операций
Основанием к осуществлению проводок по регистрам бухгалтерского учета будет являться договор купле-продажи векселя и акт приема передачи. Дата такой проводки в бухгалтерском учете будет соответствовать дате акта приема-передачи векселя. Т ...

Экономическая сущность страхования как института финансовой защиты
С древнейших времён человек пытался защитить себя и своё имущество от разного рода опасностей, сопровождавших его существование[1]. От возможностей человека на разных этапах развития общества зависели степень и способы защиты, начиная от ...