Банки и банковское дело

Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Гид по банкам » Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов » Другие системы расчетов и их использование коммерческим банком

Страница 8

Организация подобных систем помимо их прямого назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации, улучшается ведение учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный контроль над состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.

Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков согласно лицензии Центрального Банка (не имеет право производить кредитные функции) и несет ответственность за:

• правильность расчетов чистых позиций банков-участников;

• своевременное отражение чистых позиций по их счетам в клиринговом учреждении;

• дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счету, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.

Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет производить расчеты почти мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-телекоммуникационные системы: клиент—банк, банк—филиал, банк — клиринговый центр. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно- техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно- правовой базе, образует клиринговую систему.

Все системы клиринговых расчетов имеют много общих технологических и функциональных аспектов. Схема создания клиринговой системы включает следующие основные элементы:

• автоматизированные рабочие места (АРМ) в банках, на предприятиях и в РКЦ;

• транспортную среду для соединения АРМ с центрами коммуникаций;

• центры коммуникаций, организующие прием и передачу финансовых документов;

• клиринговые центры, выполняющие взаимозачеты встречных потоков межбанковских платежей [4, с. 276].

Таким образом, эффективность взаимных расчетов между банками путем зачета финансовых требований и обязательств во многом определяется правильностью выбора схемы клиринговой обработки экономической информации. Электронный клиринг позволяет финансовым организациям на базе АРМов открывать кредиты вплотную к дате расчетов, тем самым сокращая время возврата неуплаченных дебетовых платежей за счет оперативного получения кредитов и уменьшения временных рисков неплатежей.

С целью совершенствования организации межбанковских расчетов и широкого внедрения в практику межбанковского клиринга Банком России разработана долговременная программа по созданию систем локальных клирингов и общегосударственного клиринга.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Больше по теме:

Сроки и порядок предоставления
На основании статьи 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России устанавливает формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской ...

Анализ финансово-экономической деятельности и привлекательности услуг, предоставляемых ЗАО Банк МТБ корпоративным клиентам
Динамику ключевых балансовых показателей ЗАО Банк МТБ представим в таблице 1. банвский услуга корпоративный клиент Таблица 1 Динамика ключевых балансовых показателей ЗАО Банк МТБ за 2009-2011 гг., млрд. руб. Показатель 2009 г. ...

Перспективы развития процесса слияний и поглощений в свете программы реструктуризации банковской системы
На сегодняшний день банковская система России претерпевает значительные изменения, необходимость которых наиострейшим образом высветил августовский кризис 1998 г. Ущерб, понесенный банками в результате кризиса, был вызван как недальновидн ...