Банки и банковское дело

Заключение

Проведенная работа по исследованию и анализу проблемы управления ликвидностью позволяет сделать следующее заключение.

Политика ликвидности имеет дело с решением дилеммы ликвидность – рентабельность. Поэтому перед банком встает задача максимизации доходности своих операций при наличии данного ограничения, причем присутствует четко выраженный фактор неопределенности, так как руководство банка не может с уверенностью предсказать, когда и в каком масштабе возникнет проблема ликвидности. А когда она возникнет, можно только предпринять меры на основе заранее созданного задела – резервов, особой структуры активов и пассивов или наработанных операций.

Практика выработала ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так и недостатки. Экономическая целесообразность применения того или иного метода управления ликвидностью обусловлена характеристиками банковского портфеля, особенностями банковских операций, средой, в которой действует банк. Так, когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может быть целесообразным применение метода конверсии фондов, подразумевающего как управление активами, так и управление пассивами. Напротив, когда ресурсная база банка достаточно однородна, а возможности использования операций на денежном рынке ограничены, целесообразным может оказаться менее сложный метод фондового пула.

Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ликвидных средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов – главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.

Многие банки в качестве источника ликвидных средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к займам прибегают только тогда, когда возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности (но он дает более высокую ожидаемую прибыль) из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита.

[1] Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. – Мн.: Мисанта, 2003.

[2] Банковское дело: Управление и технологии / Под ред. Тавасиева А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2005.

[3] Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. – Мн.: Мисанта, 2003.

[4] Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент) / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Юристъ, 2005.

[5] Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

[6] Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. – Мн.: Мисанта, 2003

[7] Банковское дело: Управление и технологии / Под ред. Тавасиева А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2005.

[8] Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. – Мн.: Мисанта, 2003

[9] Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России.

Больше по теме:

Понятие и виды рисков на рынке ценных бумаг
Деятельность на рынке ценных бумаг сопряжена с риском. Он может возникнуть при инвестировании в ценные бумаги, осуществлении различных операций с ними как на биржевом, так и внебиржевом рынке. В самом общем виде под риском понимают вероя ...

Облигация
В российском законодательстве имеется несколько определений облигации: - в ст. 816 ГК РФ: облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинально ...

Нормативно-законодательные акты о банковской рекламе
В мире существует множество кодексов по рекламе, в том числе и международных. Во всех таких кодексах приведено немало бесспорно верных и нужных положений. Но рекламный кодекс — не уголовный и обладает лишь рекомендательными функциями. А ...