Банки и банковское дело

Метод управления резервной позицией

Страница 1

Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у ЦБР.

Преимущества метода очевидны:

· сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;

· в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства.

Но при использовании данного метода риск ликвидности замещается другими видами риска:

· риском изменения процентных ставок;

· риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).

Необходимость эффективного управления пассивами для коммерческих банков в современных условиях определяется:

1. возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;

2. возникновением новых сложных продуктов;

3. значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;

4. возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;

5. экономической нестабильностью народного хозяйства;

6. необходимостью координировать деятельность банка по всем ее направлениям;

7. высоким уровнем требований к банкам пользователями;

8. необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками.

Управление пассивами обеспечивает достижение оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению источников финансирования. Целевыми результатами управления активами и пассивами являются:

· защита акционеров и вкладчиков;

· поддержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия всех потребностей денежных потоков, при возможности выгодного размещения избытка ликвидности;

· управление процентным ГЭПом (разрывом между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентной ставки) и максимизация доходов в пределах установленных лимитов рисков;

· получение прибыли от торговли валютой в пределах лимитов риска;

· поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков;

· оптимизация оценки продуктов и услуг в целях обеспечения рационального управления активами и пассивами и максимизации доходов банка.

Основными задачами управления пассивами являются:

· управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка;

· поддержание и повышение рентабельности банка;

· управление достаточностью и структурой капитала, затратами банка, особенно не связанными с выплатой процентов;

· оптимизация и снижение налогового бремени;

· стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.

Целью управления пассивами является предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.

Управление пассивами требует наличия точной и достаточной информации, как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Информация для управления пассивами:

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлением пассивами, могли:

1) установить текущие и будущие риски;

2) количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;

3) проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Понятие собственного капитала банка
Собственный капитал коммерческого банка представляет собой источник финансовых ресурсов банка. За счет собственного капитала банки покрывают около 12-20% общей потребности в ресурсах. Он незаменим на начальных этапах деятельности банка, к ...

Валюта как товар
Наличие национальных валют и отсутствие единого платежного средства, которое можно было бы использовать в качестве международного средства обращения при расчетах во внешней торговле, по кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам и ...

Элементы страхового рынка
Страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем — внутренней системы и внешнего окружения. Они взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страх ...