Заключение
В современных условиях оказывается, что практически единственным общедоступным источником финансовых ресурсов является коммерческий банк, если он заинтересован работать с начинающими предпринимателями. Такая заинтересованность может появиться только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования (кредитования) предлагается проект, приемлемый с точки зрения прибыльности, а с другой - банк располагает соответствующими финансовыми ресурсами. Однако и наличия этих условий еще не достаточно для получения кредита. Определяющую роль теперь играет процесс оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заемщика.
В настоящее время под кредитоспособностью банковских клиентов подразумевается такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, определяет способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Для оценки финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий банками широко используются различные системы показателей, состав и содержание которых вытекают из самого понятия кредитоспособности. Эти показатели предназначены для отражения финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценки способности и готовности заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Оценка кредитоспособности заемщика, как правило, проводится на основании данных бухгалтерской отчетности. Для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия в обязательном порядке используются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2). Для более глубокого анализа отдельных показателей и их составляющих могут использоваться и другие формы бухгалтерского учета и отчетности.
В основе системы оценки кредитоспособности заемщика в российских банках лежат в основном методики расчета финансовых коэффициентов на основе показателей баланса предприятия, а также анализ движения денежных средств. Анализ и оценка делового риска клиента проводится крайне редко.
В основном банками проводится коэффициентный анализ показателей ликвидности, оборачиваемости средств, оборотного капитала и рентабельности.
Поскольку каждый банк стремится оптимизировать распределение ссудных ресурсов и из многих потенциальных заемщиков выбирать наиболее надежных, то наиболее удобной представляется разработка рейтинговой методики, в основе которой лежит определение класса заемщика на базе расчета определенных финансовых коэффициентов по данным бухгалтерской отчетности предприятия. Именно такая методика разработана и используется Сбербанком РФ. Присваивая каждому заемщику рейтинг, банк тем самым ранжирует их по степени приоритетности предоставления займа.
банковский кредитование коммерческий плановый
Больше по теме:
Методы оценки банковских рисков
Современный банковский рынок немыслим без риска. Риск присутствует в любой операции. Ни один из видов банковских рисков не может быть устранен полностью. Чем выше степень риска, которую принимает на себя коммерческий банк, тем выше должна ...
Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Управление можно определить как одну из стратегий, используемую при осуществлении деятельности в условиях риска. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или п ...
Нормативно-правовая база ипотечного кредитования в Республике Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь существует целый комплекс нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по ипотеке. Среди них можно выделить такие как Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК РБ), Закон Республ ...