Заключение
В современных условиях оказывается, что практически единственным общедоступным источником финансовых ресурсов является коммерческий банк, если он заинтересован работать с начинающими предпринимателями. Такая заинтересованность может появиться только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования (кредитования) предлагается проект, приемлемый с точки зрения прибыльности, а с другой - банк располагает соответствующими финансовыми ресурсами. Однако и наличия этих условий еще не достаточно для получения кредита. Определяющую роль теперь играет процесс оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заемщика.
В настоящее время под кредитоспособностью банковских клиентов подразумевается такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, определяет способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Для оценки финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий банками широко используются различные системы показателей, состав и содержание которых вытекают из самого понятия кредитоспособности. Эти показатели предназначены для отражения финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценки способности и готовности заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Оценка кредитоспособности заемщика, как правило, проводится на основании данных бухгалтерской отчетности. Для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия в обязательном порядке используются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2). Для более глубокого анализа отдельных показателей и их составляющих могут использоваться и другие формы бухгалтерского учета и отчетности.
В основе системы оценки кредитоспособности заемщика в российских банках лежат в основном методики расчета финансовых коэффициентов на основе показателей баланса предприятия, а также анализ движения денежных средств. Анализ и оценка делового риска клиента проводится крайне редко.
В основном банками проводится коэффициентный анализ показателей ликвидности, оборачиваемости средств, оборотного капитала и рентабельности.
Поскольку каждый банк стремится оптимизировать распределение ссудных ресурсов и из многих потенциальных заемщиков выбирать наиболее надежных, то наиболее удобной представляется разработка рейтинговой методики, в основе которой лежит определение класса заемщика на базе расчета определенных финансовых коэффициентов по данным бухгалтерской отчетности предприятия. Именно такая методика разработана и используется Сбербанком РФ. Присваивая каждому заемщику рейтинг, банк тем самым ранжирует их по степени приоритетности предоставления займа.
банковский кредитование коммерческий плановый
Больше по теме:
Деятельность по управлению ценными бумагами
Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся п ...
Центральный банк Российской Федерации
центральный банк кредитный денежный
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменен ...
Управление валютным риском
Валютные риски обычно управляются в банках различными методами.
Первым шагом к управлению валютными рисками внутри структуры банка является установление лимитов на валютные операции. Так, например, очень распространены следующие виды лим ...