Заключение
В современных условиях оказывается, что практически единственным общедоступным источником финансовых ресурсов является коммерческий банк, если он заинтересован работать с начинающими предпринимателями. Такая заинтересованность может появиться только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования (кредитования) предлагается проект, приемлемый с точки зрения прибыльности, а с другой - банк располагает соответствующими финансовыми ресурсами. Однако и наличия этих условий еще не достаточно для получения кредита. Определяющую роль теперь играет процесс оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заемщика.
В настоящее время под кредитоспособностью банковских клиентов подразумевается такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, определяет способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Для оценки финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий банками широко используются различные системы показателей, состав и содержание которых вытекают из самого понятия кредитоспособности. Эти показатели предназначены для отражения финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценки способности и готовности заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Оценка кредитоспособности заемщика, как правило, проводится на основании данных бухгалтерской отчетности. Для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия в обязательном порядке используются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2). Для более глубокого анализа отдельных показателей и их составляющих могут использоваться и другие формы бухгалтерского учета и отчетности.
В основе системы оценки кредитоспособности заемщика в российских банках лежат в основном методики расчета финансовых коэффициентов на основе показателей баланса предприятия, а также анализ движения денежных средств. Анализ и оценка делового риска клиента проводится крайне редко.
В основном банками проводится коэффициентный анализ показателей ликвидности, оборачиваемости средств, оборотного капитала и рентабельности.
Поскольку каждый банк стремится оптимизировать распределение ссудных ресурсов и из многих потенциальных заемщиков выбирать наиболее надежных, то наиболее удобной представляется разработка рейтинговой методики, в основе которой лежит определение класса заемщика на базе расчета определенных финансовых коэффициентов по данным бухгалтерской отчетности предприятия. Именно такая методика разработана и используется Сбербанком РФ. Присваивая каждому заемщику рейтинг, банк тем самым ранжирует их по степени приоритетности предоставления займа.
банковский кредитование коммерческий плановый
Больше по теме:
Современное
состояние коммерческих банков республики беларусь и рейтинг их надежности
Банковский рынок Беларуси имеет олигополистическую структуру. Кроме пятерки крупнейших банков, свою деятельность на рынке осуществляют небольшие банки, число которых в конце 2008 года составило 24. Такая структура банковского рынка призна ...
Перспективы развития страхования лизинговых операций
С помощью лизинга возможно запустить в России процесс масштабной модернизации экономики.
В условиях быстрого роста российской экономики и высокого уровня изношенности основных фондов, в стране формируется огромный инвестиционный спрос дл ...
Место страхования в системе общественного воспроизводства
В современных условиях воспроизводства страхование выступает в роли одного из главных факторов стабилизации экономического и социального развития общества. Постоянное повышение технического и экономического потенциала страны, увеличение н ...