Банки и банковское дело

Нормативная база рынка ценных бумаг

Страница 1

Ранее регулирование рынка ценных бумаг осуществлялось на основании большого числа разнородных документов, выпушенных различными государственными органами. Отсутствие законов порождало нормативный вакуум, который заполнялся подзаконными актами. Выпускать нормативные документы, в той или иной мере затрагивающие вопросы функционирования российского рынка ценных бумаг, имеют право Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов, Государственный комитет по управлению имуществом, Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственная налоговая служба и некоторые другие государственные органы. Из-за отсутствия четкого разграничения полномочий регулирующих органов возникают противоречия в разных нормативных актах, а отдельные вопросы и процедуры вообще не регламентированы законодательством.

Основополагающим документом, определяющим главные принципы функционирования рынка ценных бумаг, является Гражданский кодекс (ГК) РФ. Однако как и в любой области экономических отношений нормы Гражданского кодекса носят слишком общий характер и нуждаются в дальнейшей детализации другими нормативными актами.

Следующим уровнем по приоритетности действия после ГК РФ выступают принимаемые Федеральным Собранием РФ законы. В основном это законы о налогообложении и законы, непосредственно затрагивающие вопросы функционирования рынка, в частности «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Указ вступил в силу с 12 марта 2004 года - со дня его официального опубликования в Российской газете.

Функции ФКЦБ по контролю и надзору (включая выдачу лицензий, регистрацию выпусков ценных бумаг, контроль за соблюдением порядка раскрытия информации) осуществляет новый орган - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), находящаяся в ведении Правительства РФ.Причем ФСФР переданы функции не только упраздненной ФКЦБ, но и функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненых Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, а также функции по контролю деятельности бирж.

Давно предлагавшаяся идея создания на финансовом рынке единого регулирующего органа приняла реальные очертания. По словам главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, его ведомство согласовало концепцию законопроекта о создании мегарегулятора - федеральной экономической службы финансового рынка (ФЭСФР).

Идея создания на основе ФСФР единого для всех финансовых институтов регулирующего органа озвучивалась Олегом Вьюгиным с тех самых пор, как он возглавил службу в марте прошлого года. В ноябре того же года правительство поручило ФСФР разработать предложения по созданию такого органа. В марте 2005 года они были представлены на обсуждение правительства.

Концепция законопроекта предусматривает создание государственного учреждения, которое при этом не будет являться органом исполнительной власти. Госучреждение получит полномочия от государства по регулированию финансового рынка. "Данный орган будет создан вместо ФСФР",- поясняет Вьюгин[1]. Подчиняться эта структура будет непосредственно правительству. Новый орган на финансовом рынке будет напоминать по своим полномочиям Центральный банк. В концепции окончательно не указаны рынки, которые будет регулировать новая служба.

В отличие от Центробанка в руководство ФСФР будут входить не только чиновники, но и представители рынка. По словам представителя ФСФР, мегарегулятор, скорее всего, будет финансироваться не только из бюджета, но и за счет участников рынка. Этим новый орган будет напоминать финансовую службу Великобритании (Financial Services Authority, FSA), которая существует на деньги своих поднадзорных.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Коэффициентный метод
Коэффициентный метод управления ликвидностью является наиболее простым и распространенным в России. Он включает: - определение состава и периодичности расчета показателей ликвидности и их предельных значений; - анализ и оценку состояния ...

Банковские операции коммерческих банков
Функции банков реализуются через банковские операции. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные, активные и активно-пассивные (комиссионно-посреднические). Пассивные операции (операции по формированию банковских ресу ...

Межбанковское кредитование и пути его совершенствования
Под межбанковским кредитом понимается кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынке межбанковских кредитов ...