Банки и банковское дело

Заключение

Реформы, направленные на укрепление финансовой дисциплины в масштабах всей страны, а также на санацию и рекапитализацию государственных банков, - ключ к будущей общеэкономической стабильности Китая.

Первостепенной задачей является коммерциализация государственных банков, с тем чтобы они могли преимущественно или исключительно служить задачам увеличения прибыли, а не выполнять роль социального буфера в рамках политики реформ.

В обозримый период времени государственные банки Китая будут находиться в руках государства и определять ситуацию на рынках капитала и авуаров, а также на межбанковском рынке, хотя и

не исключается частичная приватизация в процессе санации и формирования бирж.

Частные и иностранные банки смогут успешнее конкурировать с государственными банками, способствовать улучшению экономических показателей и качества сервиса, возможно, смогут также отобрать у государственных банков часть рынка. Крупные государственные коммерческие банки не утратят своих доминирующих позиций хотя бы уже из-за широкой сети разбросанных по всей стране филиалов.

Китай не только на азиатском рыночном пространстве, но и в масштабах мировой экономики входит в число наиболее динамично развивающихся стран. Он способен привлечь на свой рынок значительные суммы иностранного капитала и за счет этого с помощью экономического роста хотя бы частично смягчить проблему сомнительных долговых обязательств. Кроме того, Китай имеет внушительную систему обеспечения финансовой надежности в форме:

• сравнительно низкой государственной внешней задолженности;

• значительных валютных резервов (в размере 818,9 млрд. дол. США на начало 2007 г.);

• строгого валютного контроля;

• запрета на экспорт капитала.

На

этом фоне общая стабильность китайской системы реформ кажется достаточно способной противодействовать неизбежной монетарной нестабильности. Вместе с тем государственным механизмам вмешательства и управления, находящимся как в руках правительства, так и в руках государственных банков, предстоит выдержать экзамен на зрелость.

Государство, следует особо подчеркнуть, осторожно ограничивает собственную финансовую власть и закладывает тем самым новый фундамент более современной банковской культуры. Процесс структурного оздоровления пока еще не сказался непосредственно

на безнадежных долгах. Без санации убыточных государственных предприятий не может быть здоровых, работающих по правилам рынка банков. Принятые до сих пор меры следует понимать только как начальную акцию, за которой последуют новые важные шаги на пути реформирования, в частности, государственных предприятий.

Банки Китая станут по-настоящему коммерческими, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (т. е. как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов), а следовательно, и дальше будет определять политику развивающихся структур. Для полной санации банковской системы необходимо принять дополнительные меры, например, по реформе регулирующих функций государства и рекапитализации банков.

Было бы некорректным с позиций исторического подхода предлагать Китаю извне принципиально другой путь. Начиная с 80-х годов китайские банки быстро меняются. Этот темп следует сохранить ввиду внутренней угрозы в результате расточительного использования капитала, высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, внешнего давления со стороны ВТО и иностранных банков.

Долгосрочной целью, как и раньше, остается создание всех необходимых для экономического роста предпосылок путем более стабильного финансирования. Но при этом невозможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политико-социальными требованиями и экономической рентабельностью. Если, например, после коммерциализации банков последует массовый отказ в выдаче кредитов убыточным государственным предприятиям, то последние вновь окажут политическое давление на центральное и региональные правительства и попытаются получить кредиты. Наиболее мягкой формой решения проблемы, исключающей банкротство и закрытие предприятий, могла бы стать внутренняя задолженность предприятий или бартерные сделки, как это было в

России.

После 25 лет в целом успешного реформирования экономики КНР государство оказалось под тяжелой двойной нагрузкой: во-первых, необходимостью санировать убыточные предприятия, во-вторых, необходимостью укрепления банков до такой степени, чтобы они без дальнейших потерь активов могли конкурировать как на национальном банковском рынке, так и с иностранными кредитными организациями.

Больше по теме:

Возможные пути выхода из кризиса рынка ценных бумаг РФ
Для повышения стабильности рынка облигаций и преодоления сжатия кредитного рынка необходимо изменить политику в области выпуска государственных ценных бумаг. В период кризиса 2008-2009 гг. происходило обесценивание облигаций, принимаемых ...

Факторный анализ прибыли
Факторный анализ – это представление обобщенных показателей в виде взаимосвязи факторов и оценка влияния изменения величины факторов на величину исходного обобщенного показателя. Прибыль банка изменяется под воздействием следующих фактор ...

Порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального у ...