Банки и банковское дело

Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Гид по банкам » Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь » Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Страница 1

Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений денежно-кредитной и валютной политики государства, то государство регулирует и контролирует эту деятельность, способствует созданию необходимой нормативно-правовой базы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее открытость для инвесторов, их защиту от потерь, осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка и т.д. Кроме того, государство на рынке ценных бумаг выступает в роли крупного эмитента и инвестора, использует производные финансовые инструменты для реализации целей денежно-кредитного регулирования.

К основным законодательным актам, определяющим основы и особенности функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь, относятся:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Банковский кодекс Республики Беларусь;

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» №2020-ХП от 09.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» № 1512-ХП от 12.03.1992 г. (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» № 2468-ХУ1 от 06.07.1993 г. с изменениями и дополнениями от 02.02.1994 и 04.01.1999 г.;

Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» №280-3 от 09.07.1999г.;

Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» №2103-ХП от 19.01.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

другие законодательные и нормативно-правовые акты по проблемам функционирования рынка ценных бумаг, которые вводятся в действие указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств, регламентирующих деятельность участников РЦБ.

В Республике Беларусь государственное регулирование РЦБ осуществляют:

Президент Республики Беларусь;

Национальное собрание Республики Беларусь;

Национальный банк Республики Беларусь;

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь;

Министерство финансов Республики Беларусь;

Министерство экономики Республики Беларусь.

Формирование рынка государственных ценных бумаг в Беларуси началось в 1990-х годах. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативной правовой базой был реализован в феврале 1994 г.

Государственные ценные бумаги в Республике Беларусь - это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита госбюджета. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению определяются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год. Они зависят от складывающейся экономической ситуации, функционирования всех секторов экономики, состояния финансового рынка, наличия свободных денежных средств у инвесторов. Объем необходимых ресурсов рассчитывается с учетом прогнозного уровня инфляции, ВВП и других макроэкономических показателей.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

долгосрочные государственные облигации (ДГО);

государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более, так как могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств.

В связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО.

ГДО выпускаются Министерством финансов от имени Правительства РБ в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств физических и юридических лиц. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Проблемы формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования
Наверное, нет никакого секрета, что действующая в России система ОСС еще не обеспечивает социально-приемлемого уровня защиты застрахованных. А это означает, что она малоэффективна. Однако сама по себе констатация данного факта недостаточн ...

Способы минимизации кредитного риска
Очень важной составной частью управления кредитным риском является разработка мероприятий по снижению и предупреждению выявленного риска. В международной практике сложилось четыре основных направления снижения кредитного риска: - оценка ...

Опцион эмитента на акцию
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» опцион эмитента - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств опред ...