Банки и банковское дело

Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Гид по банкам » Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь » Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Страница 1

Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений денежно-кредитной и валютной политики государства, то государство регулирует и контролирует эту деятельность, способствует созданию необходимой нормативно-правовой базы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее открытость для инвесторов, их защиту от потерь, осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка и т.д. Кроме того, государство на рынке ценных бумаг выступает в роли крупного эмитента и инвестора, использует производные финансовые инструменты для реализации целей денежно-кредитного регулирования.

К основным законодательным актам, определяющим основы и особенности функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь, относятся:

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Банковский кодекс Республики Беларусь;

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» №2020-ХП от 09.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» № 1512-ХП от 12.03.1992 г. (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» № 2468-ХУ1 от 06.07.1993 г. с изменениями и дополнениями от 02.02.1994 и 04.01.1999 г.;

Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» №280-3 от 09.07.1999г.;

Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» №2103-ХП от 19.01.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

другие законодательные и нормативно-правовые акты по проблемам функционирования рынка ценных бумаг, которые вводятся в действие указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств, регламентирующих деятельность участников РЦБ.

В Республике Беларусь государственное регулирование РЦБ осуществляют:

Президент Республики Беларусь;

Национальное собрание Республики Беларусь;

Национальный банк Республики Беларусь;

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь;

Министерство финансов Республики Беларусь;

Министерство экономики Республики Беларусь.

Формирование рынка государственных ценных бумаг в Беларуси началось в 1990-х годах. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативной правовой базой был реализован в феврале 1994 г.

Государственные ценные бумаги в Республике Беларусь - это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита госбюджета. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению определяются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год. Они зависят от складывающейся экономической ситуации, функционирования всех секторов экономики, состояния финансового рынка, наличия свободных денежных средств у инвесторов. Объем необходимых ресурсов рассчитывается с учетом прогнозного уровня инфляции, ВВП и других макроэкономических показателей.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

долгосрочные государственные облигации (ДГО);

государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более, так как могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств.

В связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО.

ГДО выпускаются Министерством финансов от имени Правительства РБ в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств физических и юридических лиц. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Общие основы организации кредитования потребительских нужд населения
Потребительскими кредитами в нашей стране называют кредиты, предоставляемые населению. При этом потребительский характер кредита определяется целью (объектом кредитования) предоставления кредита. В России к потребительским кредитам относ ...

Принципы и объекты краткосрочного кредитования
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стих ...

Способы минимизации кредитного риска
Очень важной составной частью управления кредитным риском является разработка мероприятий по снижению и предупреждению выявленного риска. В международной практике сложилось четыре основных направления снижения кредитного риска: - оценка ...