Корпоративные ценные бумаги
Облигации.
Облигации - долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Привлекательность облигаций в том, что они в отличие от акций могут продаваться по эмиссионной стоимости (эмиссионному курсу), которая ниже их номинальной стоимости (номинального курса), например за 98 тыс. руб. вместо 100 тыс. руб. Такая скидка с цены называется дизажио. Кроме того, может быть достигнута договоренность, что и погашение облигаций будет проведено не по номинальному, а по более высокому курсу, например по 103 тыс. руб. вместо 100 тыс. руб.
Таким образом, возникает надбавка, или ажио, которая при соответствующем сроке погашения облигаций представляется как дополнительный доход (наряду с процентными платежами).
Суммарный доход (процент и ажио или дизажио) облигации является важным показателем при оценке условий облигации.
В большинстве случаев вкладчики приобретают эти ценные бумаги по курсу, отличающемуся от номинального.
В соответствии с этим доход и номинальный процент по облигации могут существенно отличаться.
где Y - доход; N - номинальный процент; Р - эмиссионный курс ценной бумаги.
В настоящее время существует много различных видов облигаций. Так, имеются "вечные" рентные бумаги, владельцы которых получают только процентные платежи без права возврата ссуды; облигации, погашаемые при выполнении определенных условий, именные, на предъявителя и т.п. (Рис.3).
Рис.3. Виды облигаций.
Акции.
По Российскому законодательству акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Для того чтобы осуществить наличный выпуск (эмиссию) акций, компания обязана представить подробную информацию о своем финансовом положении, после чего ей будет выдано официальное разрешение на указанный выпуск. Первая продажа акций (их так называемое первичное распределение) производится по номинальной цене. Правда если выпуск распространяется в течения нескольких месяцев, при высоком общем росте цен изменяется и продажная цена акций в сторону повышения. Сегодня в России акции выпускаются как в наличной, так и в безналичной форме. В первом случае акционер получает специальный документ с подписью и печатью, на котором написано, что это акция. При безналичной форме акции не выпускают в виде специальных удостоверений, или сертификатов, а просто производится запись на счете, открываемом на имя акционера. После выпуска и первичного размещения начинается "трудовая" жизнь акций.[4]
Акция - бессрочная бумага, она не выпускается на какой-то заранее оговоренный период.
Жизнь акции обрывается лишь с прекращением существования акционерного общества. Это происходит при добровольной ликвидации, поглощении другой компанией или слиянии с ней, банкротстве.
Величина годовых дивидендов зависит от дохода по акциям прибыли, указанной в балансе акционерного общества.
Обычно акционерная компания стремится выплачивать дивиденды, по возможности растущие и тем самым демонстрировать общественному мнению свое последовательное развитие или имитировать его.
К тому же покупая, сохраняя или продавая акцию, акционер исходит из двух основных моментов. Первый из них - уровень годового дивиденда:
где У - доход на акцию; В - дивиденд; Р - цена приобретения.
Его обычно сравнивают с процентом, выплачиваемым по другим формам сбережений.
Второй момент, воздействующий на вкладчика при покупке акции, заключается в ожидании, что ее курс будет расти.
В современных условиях - это главное что определяет курс акции.
Больше по теме:
Инвестиционный капитал:
характеристика и источники
Капитал имеет три функциональные формы: денежную, производительную и товарную. Денежная форма открывает процесс кругооборота капитала. Для того чтобы расширить производство, т.е. осуществить новые инвестиции, предприниматель должен изыска ...
Структура расходов бюджета фонда социального
страхования
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинско ...
Проблемы кредитования малого бизнеса
Сбербанк РФ признает, что кредитование малого бизнеса - дело довольно рискованное, потому что нет уверенности, что предприятие быстро встанет на ноги и начнет генерировать достаточно денежных средств для обслуживания своего долга. Конечно ...