Банки и банковское дело

Структура траст-отдела коммерческого банка

Гид по банкам » Трастовые операции в коммерческих банках » Структура траст-отдела коммерческого банка

Страница 1

Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается прежде всего в целях предупреждения несанкционированного (или подчас не-законного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.

Такое разделение в организационной структуре банка именуется «китайской стеной». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется «действие, ориентированное на лучший результат». Принципы организации работы трастового подразделения банка совершенствуются и по сей день. В настоящее время в западной практике проведения трастовых операций существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.

Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже не будет иметь тех маркетинговых преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения боль шей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.

Другим направлением в организации трастового бизнеса является создание трастового отдела внутри банка без образования отдельного юридического лица. Такой подход альтернативен варианту, описанному выше, и характерен для банков, чья стратегия заключается в персональном подходе к клиенту, то есть обслуживание клиента одним и тем же сотрудником банка как по обычным операциям (работа с текущим счетом, расчеты), так и по операциям доверительного управления имуществом клиента. К положительным чертам этого подхода относятся: возможность предложения клиенту более широкого спектра услуг, лучшее продвижение трастовых услуг на различные рынки, уменьшение стоимости обслуживания. Отрицательными моментами здесь являются: отсутствие административного разделения традиционных банковских услуг и трастовых услуг, а также потеря самостоятельности по сравнению с тем, если бы трастовое подразделение было отдельной организационной единицей.

Стандартное организационное решение - создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.

Следует отметить, что выбор банка в использовании того или иного подхода к решению этой проблемы зависит во многом от законодательных ограничений, существующих в конкретной стране, а также от уровня конкуренции и принципов конкурентной борьбы, сложившихся на рынке данного вида услуг.

После принятия решения о создании подразделения, занимающегося трастовыми операциями, перед банком встают вопросы организации наиболее эффективной инфраструктуры для проведения такого рода операций, то есть разделения обязанностей в самом трастовом департаменте, а также взаимодействия данного департамента с другими подразделениями банка.

Рассмотрим более подробно особенности проведения трастовых операций. Трастовые услуги, называемые иногда «фидуциарными» услугами, подразделяются на институциональные и персональные. Институциональные трастовые услуги предоставляются юридическим лицам, например, корпорациям, общественным организациям и др. Персональные трастовые услуги предоставляются физическим лицам и включают в себя услуги по управлению имуществом, агентские услуги и др.

Институциональные и персональные трастовые услуги принципиально отличаются друг от друга. Именно поэтому рекомендуется в организационную структуру управления, занимающегося трастовыми операциями, включить два подразделения:

первое - ориентированное на оказание институциональных трастовых услуг,

второе - на оказание персональных трастовых услуг.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Государственное регулирование страховой деятельности
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежесп ...

Роль, задачи и информационная база анализа
Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, поэтому они чаще, чем их зарубежные коллеги, оказываются в кризисных ситуациях. Причем большинство таких случаев связано с неадекватной оценкой банками собственного финансо ...

Вексельнык кредиты
Вексельные кредиты подразделяются на предъявительские и векселедательские. Предъявительские вексельные кредиты бывают двух видов: учетные и залоговые. Учет векселей – это покупка их банком, в результате чего они полностью переходят в его ...