Банки и банковское дело

Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты

Страница 2

- проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;

- достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также являются важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обуславливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.

При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.

В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:

- снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка;

- введение системы регистрации участников денежного оборота;

- мониторинг их деятельности;

- ограничение административного регулирования.

При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Влияние общественных связей на деятельность банка
Для службы связей с общественностью в финансовой сфере пресса, особенно специальная, является одновременно и средством, и аудиторией, требующими особого отношения. Необходимо систематически держать ее в курсе того, что происходит в банке. ...

Роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения
Современная система государственных внебюджетных фондов РФ состоит из: - Пенсионного фонда РФ; - Фонда социального страхования; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Государственный фонд занятости населения РФ; ...

Современное состояние финансового рынка РФ
Современное состояние рынка ценных бумаг Рынок государственных ценных бумаг. С января по август 2000 г. средняя доходность ОФЗ снизилась с 63,74% до 21,42-25,10% годовых, а среднедневной объем торгов увеличился с 253 млн. р. до 718, 558 ...