Банки и банковское дело

Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры

Гид по банкам » Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики » Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры

Страница 1

В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью Банка России, входят:

— снижение риска инфляционного давления в конце 2010 – начале 2011 года;

— предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;

— избежание гиперреакции валютного курса рубля;

— и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.

Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего — рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.

Что можно предложить денежным властям и чего ожидать от них в свете предстоящего сворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министров финансов и управляющих центральных банков стран G-20 были приняты международные рекомендации, касающиеся exit policy. В целом они носят достаточно общий характер и ориентированы прежде всего на фискальную консолидацию и сокращение дефицита бюджета, а также прекращение действия нестандартных инструментов денежно-кредитной политики. В развивающихся странах и России масштабы антикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер. Тем не менее exit policy в России затронет процентную политику и изменения денежно-кредитного инструментария.

В течение кризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько фаз развития. Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 – феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.

В свете завершения антикризисных мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:

— поддержание текущего экономического восстановления;

— плановое снижение инфляции до 5–6%;

— поддержание приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.

В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках необходимо обращать внимание на несколько рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста расходов федерального бюджета, которые традиционно возрастают к концу года. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитывать возможность формирования финансовых "пузырей" и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.

Ожидается, что в середине 2010 года денежный рынок достигнет "дна" процентных ставок. Для Банка России это будет сигналом к необходимости пересмотра процентной политики. Однако в целом процентная политика не может быть предопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России не придерживается формальных правил денежно-кредитной политики, которые предпочитают некоторые центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентная политика во многом ориентируется на курсовую политику. Ставка рефинансирования обладает чувствительностью как к процентным ставкам ведущих иностранных центральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политика дрейфует вслед за ценами на беспоставочные валютные форварды. По всей видимости, регулятор предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансирования будет снижаться с запаздыванием, так и не достигнув оптимального "дна" летом 2010 года (которое оценивается в 6,5–7%). По всей видимости, нам предстоит увидеть еще пару снижений ставки на 0,25% в месяц, и на этом эпопея смягчения процентной политики завершится. Цена инерционного поведения будет состоять в укрепляющемся рубле и слабом экономическом восстановлении.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Система РТС
Основная цель Группы РТС - формирование и развитие экономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования цены на ценные бумаги и финансовые инструменты. В настоящее время Группа РТС представляет собой интегрированную т ...

Страховые риски и срок страхования
Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого заключается договор страхования. По договору страхования имущества, заключённому на условиях Правил, Страховщик обеспечивает страховую защиту на случай гибел ...

Общая характеристика законодательной базы обязательного социального страхования
Под законодательной базой обязательного социального страхования обычно понимается совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы обязательного социального страхования. Роль и значение законодательной базы для ...