Банки и банковское дело

Заключение

Рассмотрев экономическое содержание, теоретические основы и мировой опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:

-система безналичных расчетов продолжает совершенствоваться на протяжении почти столетия;

-безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства;

-изучение исторического развития и мирового опыта организации безналичных расчетов имеет особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической нестабильности;

-мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег;

-частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов, приводят к серьезным затруднениям в практической работе;

-сложные экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или не в полной мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного оборота расчеты платежными поручениями составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1% ,зачет взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%;

-развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации и осуществлении безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100% уровня достигала доля электронных платежей.

Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:

-обострение кризисных явлений в экономике страны;

-неплатежеспособность и банкротство предприятий;

-несовершенство программно- технического обеспечения;

-не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;

-не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

В результате этого анализа рекомендуются следующие меры по улучшению осуществления организации безналичных расчетов:

-ускорение перехода к совершенным программным системам;

-скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов;

-предоставление выхода на мировой уровень;

-широкое использование клиринга;

-активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления % % на остатки по расчетным и текущим счетам. Кроме того, необходимо предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента;

- совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.

Таким образом, несмотря на все трудности при осуществлении безналичных расчетов можно отметить, что в стране наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к мировым стандартам.

Многолетний положительный опыт, освоение новых банковских технологий и финансовых инструментов, постоянное расширение спектра и качества услуг, исключительный профессионализм персонала все же позволит ОАО «Импэксбанк» остаться в элитной группе банков высшей категории надежности.

[1] "Общая теория денег и кредита" под редакцией Е.Ф. Жукова.- М.: Юнити, 1995.С.85

[2] Принципы построения системы безналичных расчетов определены ГК РФ часть 2, глава 46

[3] В 2001 году в КО РФ открыта около 250 млн. счетов, в том числе юридическим лицам 1,5% (для сравнения в развитых странах доля счетов, открытых юр. лицам составляет 1-2,5%)

[4] С.Л. Морозов, Пути преодоления кризиса платежной системы в России//Финансы №6, 1996г.

Больше по теме:

Проблемы и перспективы развития кредита в Казахстане
Современная кредитная двухуровневая система в РК практически сформирована: 1 уровень – Национальный банк Республики Казахстан; 2 уровень – коммерческие банки (банки второго уровня) и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющ ...

Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения.
Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ...

Трастовые услуги физическим лицам
Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е.предоставление трастовых услуг физическим лицам. Такие операции возникают как соглашение между доверителем и доверенным лицом и связаны в ...