Банки и банковское дело

Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь

Гид по банкам » Кредитная система: структура и механизм функционирования » Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь

Страница 2

Мощным источником средств для этого служат заёмные средства населения и предприятий, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В то же время, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов РБ предоставляет Нацбанку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством РБ в сумме, которая необходима для ликвидации дефицита. Эти долговые обязательства погашаются за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку. А контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии и законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [5, 86]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

В Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено действующей курсовой политики.

Так, за январь-июнь 2010 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, и на 1 июля 2011 года достигла 69,6%. За I полугодие 2011 года средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты - на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты - на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Факторный анализ прибыли
Факторный анализ – это представление обобщенных показателей в виде взаимосвязи факторов и оценка влияния изменения величины факторов на величину исходного обобщенного показателя. Прибыль банка изменяется под воздействием следующих фактор ...

Порядок заключения договора страхования
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. Заявление о страховании составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заявления со всеми прилагаемыми к нему документами остается у страховщика, второй ...

Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях развитой рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг. Их шесть. Во-первых ...