Банки и банковское дело

Сущность и функции клиринга и расчетов

Гид по банкам » Рынок ценных бумаг » Сущность и функции клиринга и расчетов

Клиринг

вообще - это зачет взаимных требований и обязательств. Биржевой клиринг

- это клиринг между участниками биржевой торговли, основанный на установлении того, кто, кому и в какие сроки должен уплатить деньги и поставить биржевой актив.

Расчеты

- это процесс выполнения обязательств, определенных в ходе биржевого клиринга, конечным результатом которого обычно является передача объекта биржевой сделки (например, ценных бумаг) от продавца к покупателю, а также денежный расчет покупателя с продавцом согласно условиям контракта. Необходимость клиринга и расчетов вытекает из современной организации рыночной торговли.

Современные биржевые системы клиринга и расчетов стали возможны в результате существования следующих предпосылок.

Во-первых, это наличие соответствующих технологических возможностей для:

· преодоления фактора пространства и сокращения времени передачи информации (например, существование глобальных быстродействующих систем связи);

· обработки огромных массивов биржевой и сопутствующей информации (создание электронных систем расчетов и хранение баз данных);

· быстрой и безошибочной передачи денежных средств (национальные и международные банковские системы расчетов).

Во-вторых, создание специализированных организаций и биржевых структур для клиринга и расчетов: клиринговые (расчетные) палаты, фонды-депозитарии, реестродержатели и т.д.

В-третьих, разработка и постоянное совершенствование механизмов клиринга и расчетов. В обобщенном виде можно выделить следующие основные функции биржевого клиринга и расчета:

а) обеспечение процесса регистрации заключенных биржевых сделок (передача и получение информации о сделках, ее проверка и подтверждение, регистрация и т.д.);

б) учет зарегистрированных сделок (по видам рынка, участникам, срокам исполнения);

в) зачет взаимных обязательств и платежей участников биржевого рынка;

г) гарантийное обеспечение биржевых сделок (в различных формах);

д) организация денежных расчетов;

е) обеспечение поставки биржевого товара по заключенной биржевой сделке.

Больше по теме:

Интернет какал продвижения банков и банковских услуг
Банковскую рекламу в самом общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репута ...

Проблемы формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования
Наверное, нет никакого секрета, что действующая в России система ОСС еще не обеспечивает социально-приемлемого уровня защиты застрахованных. А это означает, что она малоэффективна. Однако сама по себе констатация данного факта недостаточн ...

Риски в лизинговом страховании, способы их минимизации
Лизинговая деятельность, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, подвержена целому ряду рисков, которые можно подразделить на риски, свойственные для инвестиционной предпринимательской деятельности в целом, и специфически ...