Банки и банковское дело

Расчеты с использованием пластиковых карт

Гид по банкам » Безналичные расчеты в РФ » Расчеты с использованием пластиковых карт

Страница 2

Порядок эмиссии банковских карт и расчетов с их помощью регулируется в основном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральном законодательстве не уделено достаточного внимания электронным формам расчетов.

Банком России 9 апреля 1998 г. № 23-П утверждено Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием.

В этом Положении даны базовые определения банковской карты, банкомата, держателя банковской карты, импринтера, клиента, корпоративной карты, предприятия торговли (услуг), процессинга, эквайринга, эквайрера и эмитента.

Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах.

Банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т.д.

Держатель банковской карты - физическое лицо, использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом, или физическое лицо - уполномоченный представитель клиента эмитента.

Импринтер - механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе.

Клиент - физическое или юридическое лицо, заключившее с кредитной организацией - эмитентом договор (банковского счета, банковского вклада, кредитный договор и пр), предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт.

Корпоративная карта - банковская карта, позволяющая ее держателю проводить операции по счету юридического лица.

Предприятие торговли (услуг) - юридическое лицо, которое в соответствии с подписанным им соглашением с эквайрером несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты предоставляемых товаров (услуг).

Процессинг - деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемая процессинговым центром.

Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации.

Эквайрер - кредитная организация, осуществляющая эквайринг.

Эмитент - кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт.

Для совершения операций с пластиковыми картами кредитной организации достаточно иметь обычную лицензию на проведение банковских операций, отдельного разрешения со стороны Банка России не требуется.

Кредитная организация может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на проведение банковских операций предусматривает операции по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Особенности применения форм и видов страхования в РФ
Исторически классификация страхования началось с видов и постепенно разрасталось до уровня отраслей. С логической точки зрения вид также является первичным, исходным звеном страхования и непосредственным инструментом взаимодействия страхо ...

Принципы ДМС
Сходство ОМС и ДМС заключается в единстве цели — предоставлении гражданам гарантий получения медицинской помощи с использованием страхового механизма. Однако в отличие от ОМС, базирующегося на принципах всеобщности, солидарности и возмезд ...

Основные направления развития банковской рекламы
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-два ...