Банки и банковское дело

Особенности функционирования банков

Страница 2

Что касается его полномочий, то можно смело утверждать, что НБ РК находится в монополистическом положении в сфере государственного управления банковской деятельностью.

Что касается банков второго уровня, то здесь необходимо отметить следующее: все банки подразделяются на эмиссионные, универсальные и специализированные. Закон "О банках" как таковую классификацию не содержит, тем не менее в Казахстане деление банков на универсальные и специализированные уже наблюдается, например жилищные строительные сберегательные банки по сути являются специализированными. Их основными видами деятельности являются [4, c.157]:

1) прием вкладов в жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов вкладчиков;

1) предоставление вкладчикам жилищных, коммунальных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.

Жилищные строительные сберегательные банки осуществляют операции на основании лицензии АФН.

Также учеными-практиками банковского дела особо выделяется межгосударственный банк. Он создан и действует на основании международного договора, учредителями которого являются Правительство РК (или уполномоченный им государственный орган) и правительство государства, подписавшее данный договор. Одной из особенностей функционирования данного банка является то, что в силу закона казахстанское государство гарантирует сохранность депозитов. Принятых межгосударственными банками – резидентами РК и отвечает по их обязательствам в уставном каптале таких банков. В зависимости от присутствия иностранного элемента в уставном капитале можно выделить:

- банки с участием нерезидентов РК;

- дочерние банки банков-нерезидентов РК.

Для указанных категорий банков законом установлены дополнительные требования по порядку создания и представляемым в АФН.

Необходимо добавить, что одной из особенностей функционирования отечественной банковской системы является то, что отсутствует классификация банков второго уровня на государственные и частные.[1] Еще необходимо добавить, что государство в лице АФН проверяет ряд обстоятельств финансового, организационного, правового характера. Касающихся деятельности банка, финансовой надежности учредителей и т.д. и только после этого принимает решение: разрешить создание банка или нет. Установив разрешительный порядок создания банков, государство ввело ограничение свободного доступа к субъектов к осуществлению банковской деятельности: не всякий субъект вправе обладать статусом банка и осуществлять предпринимательскую деятельность в банковской сфере, а только лишь тот, кто будет соответствовать определенным критериям. Это лишний раз, я полагаю, свидетельствует об ответственности банков при осуществлении своих функций.

Еще хотелось бы сказать несколько слов и о Банке Развития Казахстана, особый статус которого обусловлен присутствием государственных интересов в деятельности Банка Развития. Не обладая какими-то ни было властными полномочиями и, тем самым не являясь органом государственной власти и управления, Банк Развития, используя инструменты банковской деятельности, реализует меры государственной поддержки и развития производственного сектора экономики Казахстана, таким образом стимулируя экспорт продукции, производимой на территории страны и реализуя различные инвестиционные проекты.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Организация биржевой торговли ценными бумагами
Организация торговли в ходе биржевой сессии оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. Формы организации биржевой торговли зависят в основном от состояния фондового рынка, т.е. его глубины, ширины и уров ...

Регулирование ликвидности со стороны Банка России
Одной из основных задач коммерческого банка является поддержание ликвидности на необходимом уровне. Коммерческий банк считается ликвидным, если у него есть достаточное количество ликвидных активов. Органом власти, регулирующим уровень лик ...

Общая характеристика законодательной базы обязательного социального страхования
Под законодательной базой обязательного социального страхования обычно понимается совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы обязательного социального страхования. Роль и значение законодательной базы для ...