Банки и банковское дело

Денежная теория в трудах отечественных экономистов XIX в.

Гид по банкам » Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения » Денежная теория в трудах отечественных экономистов XIX в.

Страница 1

Большой вклад в разработку денежной теории того периода внесен видным русским экономистом и общественным деятелем А.П.Шиповым – автором нескольких работ по финансовым и денежным вопросам. Он выступал против произвольной бумажно-денежной эмиссии, но доказывал, что количество денег в обращении должно увеличиваться "по требованию развивающейся торговли" и считал неразменную валюту вполне приемлемой формой денег [29, с.18]. По его мнению, банковская система должна быть централизованной и возглавляться государственным банком.

Избыточную эмиссию А.П.Шипов считал причиной роста импорта – повышение внутреннего потребления предопределяет увеличение ввоза иностранных товаров. Такие воззрения называются в современной экономике монетарным подходом к платежному балансу. Кроме того, А.П.Шипов отмечал зависимость курса рубля от сальдо платежного баланса [29, с.13]. Он также указывал на нецелесообразность изъятия из обращения ранее эмитированных денег, полагая, что дефляция создаст значительные трудности для торговли и промышленности. Взгляды А.П.Шипова на роль платежного баланса в обеспечении покупательной способности бумажных денег были развиты в работах Н.Я.Данилевского, А.А.Красильникова, В.А.Кокорева, Н.А.Шаврова.

Разработка этой проблемы является несомненной заслугой теории бумажных денег. Если представители металлизма полагали, что основной причиной падения покупательной способности денег является их неустойчивость, то Н.Я.Данилевский считал, что "ценность бумажных денег не зависит исключительно от того, соответствует ли их количество внутренней потребности в этих деньгах, а зависит также от хода внешней торговли" [8, с.327]. Им в 1867 г. была разработана схема платежного баланса и предложены мероприятия по снижению его дефицита. В условиях чисто бумажного обращения роль платежного баланса в обеспечении устойчивости денег становилась принципиально иной по сравнению с металлическим обращением. Аналогичных взглядов придерживался и Н.А.Шавров.

А.А.Красильников посвятил две работы анализу вполне практического вопроса: неудачной попытки введения в 1862-1863 гг. размена кредитных билетов на золото. Но практическая направленность исследования не помешала ему сделать важные теоретические выводы. Причем эти выводы основывались и на русском, и на зарубежном опыте. Они состояли в следующем: невозможно ограничить денежное обращение неименной суммой бумажных денег; невозможно обеспечить постоянный размен бумажных денег на металл в установленной пропорции; банк, создаваемый с целью управления смешанной золото-бумажной валютой, неизбежно сталкивается с нехваткой либо металла, либо банкнот в обращении [14, с.75].

Расчеты А.А.Красильникова показали, что в результате ликвидации вкладных билетов совокупная денежная масса уменьшилась с 1.01.1858 по 1.01.1861 гг. на 42%. В этих условиях резко возрос учетный процент, появилась нехватка средств обращения. Кроме того, спрос на деньги увеличился в связи с заменой в ходе крестьянской реформы натуральных повинностей на денежные, а также вследствие роста товарооборота. Как отмечал А.Красильников, снижение количества денег в обращении породило промышленный кризис.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Основные элементы договора исламского страхования
Основные элементы договора исламского страхования: 1. ма’акуд’алайх (предмет договора); 2. мута’акидан (обе стороны договора); 3. сига (включающая иджаб (оферту) и кабул (акцепт)). Остановимся подробно на каждом из них. 1. Ма’куд’алй ...

Коммерческий банк как вторая ступень двухуровневой банковской системы
Коммерческие банки - это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не т ...

Общая характеристика добровольного страхования водителей и пассажиров от несчастных случаев
Договор добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев заключается на время конкретной поездки (рейса) любым видом транспортных средств: железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным. Обычно пассажиры считаются застрахова ...