Банки и банковское дело

Проблемы формирования нормативно-правовой базы процесса слияний и поглощений

Гид по банкам » Банковские холдинги в России » Проблемы формирования нормативно-правовой базы процесса слияний и поглощений

Страница 1

В настоящее время реорганизация банков в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах" (для банков в форме акционерных обществ), Инструкцией Банка России от 27 сентября 1996 г. N 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", учредительными документами банков, находящихся в процессе реорганизации, а также с учетом норм, изложенных в Положении Банка России №12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения».

Для государственной регистрации выпуска акций и иных долговых ценных бумаг, выпускаемых кредитной организацией, образовавшейся в результате слияния (поглощения) при реорганизации банков в форме слияния или присоединения в регистрирующий орган представляются документы в соответствии с Инструкцией Банка России N 8 от 17.09.96 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", предусмотренные для регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска.

Однако в этой области остается еще немало проблем.

В России отсутствуют органы, которые специально отслеживали бы ход процессов слияний\присоединений, как практикуется в других странах. Никто не знает, какую долю рынка имеет тот или иной холдинг, насколько совпадают у участников банковской группы портфели кредитов и депозитов, получат ли другие холдинги после слияния отдельных кредитных учреждений возможность работать в данном регионе, финансовом сегменте. Если альянсы нацелены на разные ниши, то какую часть получают входящие в них банки. Смогут ли они в дальнейшем самостоятельно выйти на рынок, если отказать в регистрации холдинга. Кто еще потенциальный участник рынка и каков вообще уровень конкуренции на нем. Все эти вопросы в лучшем случае решаются внутри самих объединяемых организаций, а другие участники финансовых рынков самостоятельно просчитывают свои перспективы. Какое значение может иметь конкретное слияние\присоединение в макрофинансовом аспекте, как повлияет на ситуацию в регионе или на финансовом рынке – практически не исследуется на государственном уровне.

Несмотря на то, что любое слияние является экономически объективным процессом, для его полноценного осуществления и пресечения возможных злоупотреблений необходима четкая и детальная законодательно-правовая регламентация порядка проведения предварительных исследований и планирования. Если банки при слиянии не имеют исчерпывающей информации о состоянии дел потенциального партнера и не проводят достаточный анализ его финансовой отчетности, это всегда приводит к негативным последствиям.

«Отсеивание» заведомо недобросовестных участников процессов слияний и поглощений является важной проблемой российских банков. Так, после банкротства «Чары» возникло огромное количество желающих приобрести ее акции, влекомых сообщениями о готовности государства выделить средства на то, чтобы ликвидационная комиссия расплатилась с клиентами по обязательствам банка, а также надеждами заполучить столичных вкладчиков. Было очевидно, что как только эти «участники» получат деньги, они немедленно исчезнут из поля зрения новых владельцев банка. Однако действующая законодательно-правовая база на сегодняшний день не позволяет вести действенное «отсеивание» таких «временщиков», поэтому банкирам приходится полагаться на собственную интуицию и информацию, получаемую неофициальным путем.

В «Положении об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» говорится о том, что реорганизующиеся кредитные структуры направляют в Банк России проект бизнес - плана нового кредитного учреждения, содержащий обоснование возможности соблюдать установленные Банком России пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Государственный Банк Российской империи
С учреждением 31 мая 1860 г. Государственного банка Российской империи начинается новый этап в регулировании денежного обращения. Основной капитал Государственного банка был установлен в размере 15 млн. руб. Данному банку передавались сре ...

Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Управление можно определить как одну из стратегий, используемую при осуществлении деятельности в условиях риска. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или п ...

Особенности осуществления финансовых отношений банка со своими контрагентами и акционерами – участниками холдинга
Основной целью финансовых взаимоотношений банка с клиентом – предприятием и его партнерами по бизнесу должна быть реализация следующих потребностей: Финансовое обеспечение производственной и торгово-закупочной деятельности при недостатке ...