Банки и банковское дело

Особенности осуществления финансовых отношений банка со своими контрагентами и акционерами – участниками холдинга

Гид по банкам » Банковские холдинги в России » Особенности осуществления финансовых отношений банка со своими контрагентами и акционерами – участниками холдинга

Страница 1

Основной целью финансовых взаимоотношений банка с клиентом – предприятием и его партнерами по бизнесу должна быть реализация следующих потребностей:

Финансовое обеспечение производственной и торгово-закупочной деятельности при недостатке оборотных средств;

Ускорение оборачиваемости оборотных средств;

Оптимизация (по критерию затрат) расчетов с поставщиками и покупателями;

Расширение рынков сбыта, привлечение новых покупателей;

Автоматизация учета покупок товаров.

Для достижения этой цели банк организует свои финансовые взаимоотношения с контрагентами и акционерами – участниками холдинга с использованием специальных схем и методик. Одна из таких схем, описываемых в экономической литературе[1], выглядит следующим образом .

Рассмотрим операционное содержание схемы по пунктам.

1-2. Заключается кредитный договор, в котором оговаривается структура кредита (деньги и векселя банка, номиналы и сроки векселей), обеспечение кредита и процентных выплат, график погашения кредита.

3-4. Импортер (поставщик товаров для участников холдинга) поставляет товары на склад, и получает в порядке расчета векселя банка.

5-6. Импортер обращается в банк за получением кредита на закупку товаров по импорту. Заключается кредитный договор, причем в качестве обеспечения кредита используются собственные векселя банка.

7-13. Импортер заполняет заявление на аккредитив, затем банк выставляет аккредитив на банк экспортера, который, получив сообщение о выставлении аккредитива, авизует его. Зарубежный экспортер отгружает товары в адрес импортера, и передает всю необходимую документацию в свой банк. Банк экспортера направляет документы в банк, получает возмещение их стоимости и переводит деньги на счет экспортера.

14-16. Покупатели открывают в банке карточные счета.

17. На средства, полученные от покупателей, магазин открывает страховой депозит в качестве дополнительного обеспечения кредита, полученного в банке через холдинг.

Магазин погашает вексельный кредит и проценты по нему.

19-20. Банк в рамках договоров поставки лизингового имущества и финансового лизинга финансирует приобретение магазином оборудования, необходимого для авторизации карточек покупателей.

21, 22, 24. Банк-лизингодатель устанавливает оборудование в магазинах, на складах и технологическую линию на заводе, банк

принимает на себя обязательства вести реестр и авторизацию покупателей магазина.

23. Поставка товаров со складов и заводов холдинга в магазины.

Реализация такой схемы дает банку и клиентам целый ряд преимуществ в осуществлении своих финансовых взаимоотношений. В их числе следующие:

клиент получает возможность ускоренной оплаты поставок товаров из-за отсутствия затрат времени на межбанковский оборот денежных средств;

клиент получает возможность пополнения оборотных средств с незначительными затратами на их обслуживание;

банк получает возможность дополнительного размещения своих векселей путем выдачи кредита не деньгами, а векселями, а клиент получает кредит пакетом векселей удобного для него номинала;

процентная ставка по кредиту регулируется путем согласования графика погашения векселей;

процентные выплаты по вексельному кредиту включаются в состав затрат, относимых на себестоимость продукции, что дает возможность снизить налогооблагаемую базу;

ускоряется оборачиваемость оборотных средств;

клиент расширяет рынок продаж, а банк – круг клиентов путем более широкого охвата покупателей через внедрение банковских технологий обслуживания клиентуры;

налаживание постоянного партнерства среди поставщиков товаров за счет оптимизации сроков прохождения денежных и товарных потоков, а также гарантий со стороны холдинга; с другой стороны - налаживание постоянного партнерства с банком и получение преимуществ, связанных с лизинговой деятельностью;

банк полностью информирован о деятельности клиента, что дает возможность следить за его финансовым положением, дополнительные гарантии своевременного погашения кредита, более четко проводить управление активами.

В современных условиях российской экономики клиенты банка зачастую испытывают острый недостаток оборотных средств и сталкиваются с просроченными платежами, что мешает им своевременно погашать свои обязательства перед банком и создает банку дополнительные трудности при управлении активами и пассивами и поддержании ликвидности. В рамках холдинга эта проблема решается путем концентрации платежей в головной компании холдинга, сосредоточения всех платежно-расчетных операций на одном банковском счете, а также использования внутри холдинга вексельного кредитования с помощью дисконтных векселей банка. Существует множество схем осуществления подобных финансовых взаимоотношений.

На этапе формирования концепции партнерских отношений банка и холдинга обычно отсутствует в полном объеме необходимая информация для верной оценки гарантий по кредитам, которые может предоставить холдинг. В этой связи обычно целесообразно наряду с основным вариантом концепции взаимодействия, предусматривающим наличие надежных гарантий от клиента, использовать дополнительно альтернативный вариант, который снижает остроту проблемы гарантий. Отметим, что такой вариант обычно реализуется уже в процессе длительного сотрудничества банка с клиентом.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Анализ рынка банковского ипотечного кредитования в РФ
Отправной точкой развития ипотечного кредитования в России можно считать принятие в 1998 году закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". За этот период был сделан огромный шаг - растет количество банков, выдающих ипотечные креди ...

Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
Современный банковский сектор в России, сформированный в основном за последние два десятилетия - период рыночных преобразовании, функционирует на рыночных принципах, обеспечивает предоставление экономике базового комплекса услуг, а также ...

Структура банковской системы
Банковская система России в своей основе содержит рыночную модель и имеет два уровня. Первый уровень занимает Центральный банк РФ. Второй уровень состоит из коммерческих банков и специализированных кредитных учреждений. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ПР ...