Банки и банковское дело

Возможные пути выхода из кризиса рынка ценных бумаг РФ

Гид по банкам » Ценные бумаги и их виды » Возможные пути выхода из кризиса рынка ценных бумаг РФ

Страница 1

Для повышения стабильности рынка облигаций и преодоления сжатия кредитного рынка необходимо изменить политику в области выпуска государственных ценных бумаг.

В период кризиса 2008-2009 гг. происходило обесценивание облигаций, принимаемых в залог под обеспечение рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Котировки некоторых выпусков ОФЗ снизились до 50-60 % от номинала, а корпоративных облигаций упали еще сильнее. Следовательно, роль облигаций как залогового инструмента резко упала. В этих условиях большое значение стали играть без залоговые кредиты ЦБ РФ.

В августе 2008 г. без залоговые кредиты вообще не выдавались (рисунок 2.1), а уже в ноябре на них приходилась подавляющая часть рефинансирования коммерческих банков.

Рисунок 2.1 – Структура источников рефинансирования коммерческих банков в августе 2008-январе 2009 гг.

В условиях кризиса крупномасштабная выдача без залоговых кредитов на сравнительно длительные сроки может спровоцировать их массовый не возврат. Учитывая критическую ситуацию в области рефинансирования, Банк России с начала 2009 г. ввел новую форму поддержки банков – субординированные кредиты. Однако желаемого результата это пока не дало. Объем рефинансирования продолжает сокращаться. Задолженность банков по без залоговым кредитам уменьшилась, в результате доля средств ЦБ РФ в суммарных пассивах банков составляет всего 18%. Одна из главных причин недостаточного рефинансирования – недостаток надежных залоговых инструментов, т.е. государственных ценных бумаг.

В 2009 г. предусматривается выпустить ОФЗ на сумму 410 млрд. руб. по номиналу (таблиц 2.1), более чем в два раза больше, чем в 2008 г. Между тем с осени 2008 г. начался резкий рост доходности госбумаг, а средний срок погашения всех выпусков ОФЗ рыночного портфеля стал быстро снижаться.

ипотечный депозитный вексель закладной

Таблица 2.1 – Основные показатели рынка ОФЗ

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объем размещения и до размещения по номиналу, млрд.руб.

169,20

169,10

186,00

245,20

180,90

410,00

Объем госбумаг в обращение, млрд.руб.

557,60

721,60

875,60

1047,40

1144,00

1096,90

Средняя доходность, % годовых

7,86

6,78

6,57

6,53

7,82

12,15

Дюрация рыночного портфеля, дни

1757

1893

1994

2104

1964

1914

Чрезмерно высокие объемы выпуска ОФЗ в 2009 г. будут способствовать сокращению денежной массы. Между тем безналичная денежная масса, по данным Банка России, сократилась с 10 642,7 млрд. руб. на 01.09.2008 г. до 8 928,9 млрд. на 01.06.2009 г. Эмиссия ОФЗ приведет к дальнейшему снижению ликвидности банковской системы. В связи с этим ухудшатся условия кредитования экономики, станут возможными задержки платежей. Большое значение для стабилизации фондового рынка и увеличения залоговой базы для рефинансирования имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Подобные ценные бумаги не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главная функция – сохранять сбережения населения. Важные потенциальные ресурсы рынка сберегательных ценных бумаг – накопления граждан в наличной иностранной валюте. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создает определенную альтернативу сбережениям в валюте.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Структура фондового рынка
Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов: субъекты рынка; собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки); органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д ...

Брокерская деятельность
1. Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет кл ...

Средства взаимоотношения банка с другими общественными институтами через призму ПР
Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы: непосредственное стиму ...