Банки и банковское дело

Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины

Гид по банкам » Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины

Страница 7

Как видим из таблицы 5, расчетная средняя ставка налога на прибыль от страховой деятельности колеблется от 13% в 2005 г. до значения свыше 100% в 2008 г. Значит, совокупный налог на страховщиков Украины в бюджет в случае прямого перехода на налогообложение прибыли от страховой деятельности был бы равен нулю. Средние статистические данные рынка страхования за последние годы свидетельствуют о неприбыльности основной операционной деятельности отечественных страховщиков, а потому она может быть и не главным источником прибыли последних. С другой стороны, такую ситуацию могут создать определенные действия страховщиков, которые, ожидая перехода на обложение налогом прибыли и пытаясь уклониться от фискальных обязанностей доводят размер базы налогообложения до нулевого значения, как это произошло в 1998 г.

Отметим, что примерно треть страховщиков Украины вообще не получают прибыли от страховой деятельности. Кроме того, на фоне перманентного увеличения уставных фондов страховщиков наблюдается уменьшение их прибыли от других видов деятельности; это связано с тем, что вложения денежных поступлений в корпоративные права (уставный капитал) входят в валовые расходы и уменьшают прибыль (часто страховщики таким действием "обнуляют" сумму прибыли). Именно потому мы представляем в таблице 6 компромиссное решение для страховщиков и для государства с целью эффективного пополнения бюджета.

Чтобы создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста и привлечения прямых иностранных инвестиций, мы предлагаем, опираясь на собственные количественные оценки, уменьшить ставку налога на определенный вид деятельности в среднем с 25 до 15-23%. К слову, в странах, недавно вступивших в ЕС, было проведено поэтапное снижение ставок налога на прибыль корпораций (предприятий), в частности, в Польше - с 34 до 19%, Словакии - с 40 до 19%, Чехии - с 35 до 28%, Латвии - с 25 до 15%, Литве - с 29 до 15%.

Таблица б

Дифференцированное налогообложение прибыли страховщиков в зависимости от вида, направления, объемов и результатов деятельности

Вид и содержание деятельности

Объект налогообложения

(алгоритм)

Предложение по ставке

налога (%)

Основная операционная деятельность - страхование, перестрахование

ПООД (ДПООД-РООД)

15

Другая операционная деятельность

ПДрОД (ДПДрОД-РДрОД)

20

Финансовая деятельность в Украине

ПФД (ДПФД-РФД)

18

Финансовая деятельность в других странах

ПФД (ДПФД-РФД)

22

Ишестиционная деятельность в Украине

ПИД (ДПИД-РИД)

20

Инвестиционная деятельность в других странах

ПИД (ДПИД-РИД)

23

Инвестиции резидентов в экономику других стран объемом свыше 500 ООО евро

Сумма инвеспщий

2

В некоторых странах в систему налогового регулирования заложены такие стимулирующие средства, как прогрессивные ставки: их шкала опирается на прибыль, подлежащую налогообложению. Так, например, в Великобритании зависимость величины налогов от суммы прибыли выражается прямой прогрессией: чем выше доходы, тем больше и налоги (с 10 до 40%). Следовательно, нужно рассмотреть такую возможность и для украинского страхового рынка. На наш взгляд, такой прогрессивный подход в налогообложении может стать целесообразным, когда уровень инвестиций в экономику Украины повысится. Частично прогрессивное деление использовано здесь в налогообложении суммы инвестиций резидентов в экономику других стран.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

Общие и селективные методы регулирования
К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: • Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она ак ...

Новые подходы к механизмам функционирования рынков долгосрочных ипотечных кредитов
Имеются веские причины того, что система доступного финансирования жилищного строительства в России относится к числу главнейших приоритетов экономической реформы. Одной из них является сама необходимость улучшения жилищных условий по все ...

Становление системы валютного регулирования в РК
Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собст ...