Банки и банковское дело

Кредитование физических лиц: понятие, значение, виды

Страница 2

6. Банковский контроль в процессе кредитования. Для коммерческих банков кредитование является одним из самых доходных видов их деятельности, но вместе с тем и высокорисковым. Это обязывает банки осуществлять тщательный контроль за соблюдением установленных принципов кредитования, а также за целевым использованием кредита заемщиками и его эффективностью в целом. В области кредитных отношений банковский контроль проходит несколько стадий (этапов):

- предварительный контроль – заключается в выборе из числа потенциальных заемщиков тех, которые по своему статусу, финансовому положению, кредитной истории и цели кредита отвечали бы всем требованиям банка и его кредитной политике;

- текущей контроль – проверка банком всей представленной заемщиком документации для оформления кредита, ее анализ с целью заключения кредитного договора;

- последующий контроль – на протяжении всего срока действия кредитного договора банк осуществляет постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, соблюдением лимита кредитования, целевым использованием кредита, своевременной уплатой процентов и т.д.

7. Методы кредитования – способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. В настоящее время в отечественной банковской практике используются следующие методы кредитования, рекомендованные Банком России:

1) Прямое кредитование. Представляет собой удовлетворение непосредственного запроса клиента о предоставлении ему банковской ссуды. Прямое кредитование клиентов банк может осуществлять несколькими методами, в зависимости от которых различают следующие разновидности прямых кредитов: [20,С. 253]

- разовый (срочный, индивидуальный);

- открытие кредитной линии;

- банковский овердрафт;

- контокоррентный;

- на синдицированной (консорциальной) основе.

2) Косвенное кредитование. Банк может стать кредитором клиента также вследствие выполнения роли посредника при получении клиентом от третьих лиц какого-либо имущества (денежных средств или оборудования). К нему относят:

- факторинг;

- форфейтинг;

- лизинг;

- учет векселей.

Рассмотрим особенности использования разных методов прямого кредитования.

1. Разовый (срочный, индивидуальный). Он является наиболее распространенным методом прямого кредитования. Ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах. Причем, одному клиенту банк может выдать несколько таких ссуд на разных условиях. С клиентом заключаются разные кредитные договоры. Вопрос о его предоставлении клиенту банк каждый раз решает заново. Регулирование ссудной задолженности заключается только в контроле за погашением всей суммы долга по истечении срока кредитования.

Если какой-либо клиент с устойчивым финансовым положением регулярно кредитуется в одном и том же банке, то в постоянном оформлении ему разовых кредитов нет смысла. В этом случае банку целесообразнее применять другой метод прямого кредитования – открытие заемщику кредитной линии.

2. Метод открытия кредитной линии. Ссуды предоставляются в пределах, заранее установленного банком для заемщика, лимита кредитования. Кредит используется заемщиком по мере потребности путем оплаты платежных документов в течение определенного периода. В основном кредитная линия открывается на год, но может и на более короткий период. Она открывается клиентам с устойчивым финансовым положением и хорошей репутацией. Кредитная линия может быть:

а) возобновляемая – выдача ссуды возобновляется по мере частичного погашения кредита в пределах установленного лимита кредитования. Возобновляемая кредитная линия позволяет предприятию привлекать кредиты в любой день в пределах лимита на период действия соглашения. В соглашении указывается конкретно, на что предприятие может направить полученные кредиты, для этого в банк предоставляются - документы, подтверждающие целевой характер использования кредита:

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Коммерческий банк как вторая ступень двухуровневой банковской системы
Коммерческие банки - это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не т ...

Интернет какал продвижения банков и банковских услуг
Банковскую рекламу в самом общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репута ...

Текущее состояние валютного рынка РК
В 4 квартале 2010 года совокупный индекс условий торговли был на 11,7% выше соответствующего показателя за 4 квартал 2009 года. При этом условия торговли со странами зоны евро ухудшились на 5,7%, а с Россией улучшились на 1,9% (таблица 2) ...